Онеггер

 

 

Онеггер Артюр  (1892–1955)

 

       Онеггер был человеком простым и доброжелательным. Слава не вскружила ему голову, огромный успех не изменил ни жизненного уклада, ни привычки трезво оценивать себя и свою работу.
       Сам композитор иронизировал над своим величием:
       - Попасть в музыкальную энциклопедию и войти в историю музыки - это вовсе не одно и то же...

 

     Артюр Онеггер родился 10 марта 1892 г. во французком городе Гавра. Родители Онеггера были швейцарцами, и большую часть юности он провел на их родине, в Швейцарии.

     Первоначальное музыкальное образование Оннегер получил в Цюрихской консерватории, где учился в 1909–1911 гг. Когда молодому человеку исполнилось восемнадцать, он попал в Париж, с которым будет связана вся его дальнейшая жизнь.

    В Парижской консерватории учителями Онеггера стали А. Жедальж, Ш.М. Видор и В. д'Энди. Здесь же произошло знакомство Артюра с композитором Мийо.   

      "Мийо,- говорил он мне,- оказал на меня огромное влияние, он обладал как раз тем, чего мне недоставало: смелостью и легкостью. Мийо заставил меня слушать современную музыку", - передал слова Онеггера Э. Журдан-Моранж в своей книге "Мои друзья музыканты".

     В начале 20-х гг. Онеггер стал лидером неофициального творческого объединения "Шестерка". К этому же времени относится создание ораторий "Царь Давид" и "Юдифь", которые принесли автору популярность.

     В 1923 г. состоялась премьера симфонической пьесы Онеггера "Пасифик 231", которую сопровождал сенсационный успех. Этим произведением композитор отдал дань своему увлечению урабанизмом (главный герой пьесы Онггера - паровоз, и оркестр воспроизводит звучание вырывающегося пара, гудки, стук колес, работу поршней и шатунов), которое сказалось так же в симфонической картине "Регби" и балете "Подводная лодка".

     Демонстративно обращаясь к "прозе жизни", Онеггер, тем самым, противопостовлял свое творчеству романтизму и импрессионизму.

     Вместе с тем композитор находился в постоянном поиске: новых жанров, новых форм, а, главное, нового слушателя. Это привело его в конце концов к созданию оратории "Жанна на костре", написанной в 1935, а исполненной впервые в 1938 г.

     В годы Второй мировой войны Онеггер сочинил Вторую симфонию для струнных инструментов и солирующей в финале трубы (1941 г.). В аннотации к третьей, Литургической симфонии, Онеггер написал: "Моя симфония есть драма, в которой играют... три действующих лица: Горе, Счастье и Человек". О I части Онеггер говорит: "В "Dies irae" я стремился выразить... ужас беспощадно преследуемых поколений народа..." II часть, по его словам, - "полное боли размышление молитва. .."   

      Последнее крупное произведение Онеггера - его Пятая симфония.

     В 1951 г. на свет появилась книга "Я - композитор".

     В последние годы жизни здоровье композитора сильно пошатнулось, что отразилось на его творческой активности.

     Умер Онеггер в Париже 27 ноября 1955 г.  

 

Музыкальное наследие: 

Опера на библейский сюжет "Юдифь" (Judith, 1925 г., вторая редакция 1926 г.), симфоническая поэма "Регби" (Rugby, 1928 г.), кантата "Крики мира" (Les cris de monde, 1932 г.), драматическая оратория "Жанна д'Арк на костре" (Jeanne d'Arc au bucher, 1935 г.) 

Симфония трех ре (Di tre re, 1951 г.)

Этапы творческого пути:

1892 г.

Родился в Гавре

1909 - 1911 гг.  

Учеба в Цюрихской консерватории

1921 г. Оратория "Царь Давид"

1923 г.  

Премьера симфонической пьесы "Пасифик 231" 

1938 г. 

Первое исполнение оратории "Жанна на костре"

1941 г.  

Вторая симфония для струнных инструментов

1951 г.

Вышла книга "Я - композитор"

1935 г.

Скончался

 

 

 

 

   

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

              Симфония №5:

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".