Гайдн

 

 

Гайдн ЙозеФ (1732–1809)

 

"Мой язык понимают по всему миру"
Й. Гайдн

 

     " В сочинениях Гайдна господствует выражение детски радостной души; его симфонии ведут нас в необозримые зеленые рощи, в веселую, пеструю толпу счастливых людей, перед нами проносятся в хоровых плясках юноши и девушки; смеющиеся дети прячутся за деревьями, за розовыми кустами, шутливо перебрасываясь цветами. Жизнь, полная любви, полная блаженств и вечной юности, как до грехопадения; ни страданий, ни скорби - одно только сладостно-элегическое стремление к любимому образу, который носится вдали, в розовом мерцании вечера, не приближаясь и не исчезая, и пока он находится там, ночь не наступает, ибо он сам - вечерняя заря, горящая над горою и над рощею",  Э. Гофман

 

 

     Франц Йозеф Гайдн родился в 1732 г. в селе Рорау в Нижней Австрии в семье каретника и кухарки. Его родители - страстные любители музыки - часто устраивали у себя дома музыкальные вечера, что в немалой степени способствовало пробуждению у юного Франца Йозефа интереса к этому искусству, а народное австрийское творчество, с которым он познакомился в родных пенатах, нашло отражение в его лучших сочинениях.

    Талант Гайдна проявился рано - он обладал не только прекрасным музыкальным слухом, но и восхитительным голосом, приводивших окружающих в восторг. Необыкновенный ребенок обратил на себя внимание школьного учителя и церковного регента Франка, который сопроводил его в небольшой город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал петь в церковном хоре, обучился нотной грамоте, игре на скрипке и клавесине.

    В 1740 г. Хайнбург в поисках одаренных мальчиков для соборного хора приехал композитор и капельмейстер Георг Ройтер. Юный Гайдн не мог не привлечь внимания маэстро. В результате этого благоприятного стечения обстоятельств Йозеф попал в Вену, в хоровую капеллу при кафедральном соборе Св. С тефана. Перед талантливым юношей отрылась возможность получить настоящее музыкальное образование.

     «Наряду с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом, как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни», - вспоминал Гайдн в 1776 г.     

     Однако руководитель капеллы Ройтер, отличавшийся суровым нравом, мало внимания уделял композиторским опытам Йозефа, а служба в соборе оставляла мало времени для учебы. Так пролетели первые девять лет в Вене. А в 1749 г. Гайдна без малейшего сожаления выгнали из капеллы... Дело в том, что у юноши начал ломаться голос. Таким образом семнадцатилетний Йозеф Гайдн оказался предоставлен самому себе. Наступили годы нужды, случайных подработок, самоучения и неловких еще музыкальных экспериментов. 

     "Потом у меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование… Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно..." (из автобиографических заметок 1776 г.)

     Невзирая на трудное материальное положение, он  усердно занимался изучением творений Эммануила Баха, который стал его любимым композитором, и теорией композиции. Одновременно он не чурался и юношеских проказ, которые устраивали его товарищи. Это сблизило Йозефа с бытовой музыкой Вены, что вместе с австрийским фольклором впоследствии выразилось в творчестве Гайдна.

     В это время им были написаны сонаты для клавесина. Их издание обратило внимание на молодого композитора.

    Первым же крупным произведением Гайдна стала опера "Хромоногий бес", созданная в 1751 г.

    В 1755 г. материальное положение Гайдна немного улучшилось благодаря его участию в любительских музыкальных вечерах помещика Фюрнберга. А в 1759 г. по рекомендации того же Фюрнберга композитор получил должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина. У того при дворе была небольшая капелла из двенадцати музыкантов, для которой Гайдн писал дивертисменты развлекательного характера. Здесь же были написаны и его первые симфонии.
     В 1761 г. Гайдн оставил графа Морцина и поступил на службу к венгерскому князю Павлу Антону Эстергази, копеллой которого руководил в течении тридцати лет до 1791 г.

     В эти годы композитор много и напряженно работал. Из написанного можно выделить симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер" (1761 г.), мессы, оперы, произведения для баритона.

    В начале 70-х гг. музыку Гайдна стали пронизывать грустные, а подчас трагические мотивы. Причиной тому была неудачная женитьба (свою малограмотную супругу Гайдн называл не иначе, чем "исчадие ада") и неудовлетворенность работой у Эстергази. Так на свет появились "Траурная" и "Прощальная" симфонии (1772 г.).

    Пробуя свои силы во всех родах музыкального сочинения, наибольшего успеха Гайдн достиг в области инструментальной музыки. Он, как никто до него тонко понимал оркестровый колорит, внеся огромный вклад в развитие этого направления.

    В начале 90-х Йозеф Гайдн совершил две поездки в Лондон. Там, для концертов Соломона им были созданы лучшие, по признанию современников, симфонии, которые еще более упрочили славу Гайдна.

     В последнии годы Гайдн жил в Вене. Здесь композитор  написал свои две знаменитые оратории: "Сотворение Мира" (1798 г.) и "Четыре времени года" (1801 г.). 
     После 1802 г. Гайдн перестал сочинять музыку. Умер композитор 31 мая 1809 г.

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Хромой бес" (Der krumme Teufel, либретто И. Ф. Курц - Бернардон, по сюжету пьесы А. Р. Лесажа "Le Diable Boiteux", прим. 1751 г.; под названием "Новый хромой бес" - Der neue krumme Teufel, пост, 1758 г.); оперы-сериа - "Ацис и Галатея" (либретто Дж. Б. Мильявакка, 1762 г.), "Необитаемый остров" (L'lsola disabitata, либретто П. Метастазио), "Армида" (либретто Дуранди по поэме "Освобожденный Иерусалим" Тассо, 1783 г.), "Душа философа" (L'Anima del filosofo, либретто К. Ф. Бадини, 1791 г.); оперы-буффа - "Певица" (La Canterina, 1766 г.), "Аптекарь" (Lo Speziale, либретто К. Гольдони), "Рыбачки" (Le Pescatrici, либретто К. Гольдони, 1769 г.), "Обманутая неверность" (L'Infedelta delusa), "Непредвиденная встреча" (L'Incontro improviso, либретто К. Фриберта по пьесе Ф. Данкура, поставлена 1775 г.), "Лунный мир" (II Mondo della luna, либретто К. Гольдони, поставлена 1777 г.), "Истинное  постоянство" (La Vera costanza, 1776 г.), "Вознагражденная верность" (La Fedelta premiata, по пьесе "L'Infedelta fedde" Лорeнци); героико-комическая опера - "Роланд-паладин" (Orlando Раladino, либретто Н. Порта по сюжету поэмы "Неистовый Роланд" Ариосто); немецкие кукольные оперы (названные Гайдном комическими операми) -
"Филемон и Бавкида""Совет богов" (Der Gotterrat oder Jupiters Reise auf die Erde, пролог к "Филемону и Бавкиде"), "Наказанная жажда мести, или Сгоревший дом" (Die bestrafte Rachgier, oder Das abgebrannte Haus, 1773 г.), "В канун субботы" (Herebschabbas, 1773 г.), "Покинутая Дидона" (Didone ahbandonata, либретто И. фон Пауэрсбаха), Четвёртая часть Геновефы (Genovevens vierter Teil, либретто И. фон Пауэрсбаха, исполнена 1777 г.)

 

Произведения для хора и голосов с оркестром: оратории - "Возвращение Товия" (El Ritorno di Tobia, текст Дж. Г. Боккерини, 1774-1775 гг.), "Семь слов спасителя на кресте" (Die Sieben Worte des Erlosers am Кгеиzе, текст И. Фриберта, переложение одноимённой оркестровой пьесы Гайдна, 1794 г.; новый текст И. Гайдна и Г. ван Свитена, около 1796 г.), "Сотворение мира" (Die Schopfung, текст Г. ван Свитена по поэме "Потерянный рай" Мильтона, 1798 г.), "Времена года" (Die Jahreszeiten, текст Г. ван Свитена по поэме Дж. Томcoна, 1801 г.)

 

14 месс, в том числе: малая месса (Missa brevis, F-dur, около 1750 г.), большая органная месса Es-dur (1766 г.), месса в честь свыше Николая (Missa in honorem Sancti Nicolai, G-dur, 1772 г.), месса свыше Цецилии (Missa Sanctae Caeciliae, c-moll, между 1769 и 1773 гг.), малая органная месса (В-dur, 1778 г.), Мариацелльская месса Mariazellermesse, C-dur, 1782 г.), месса с литаврами, или Месса времён войны (Paukenmesse, C-dur, 1796 г.), месса с темой "Свят, свят" (Heiligmesse, B-dur, 1796 г.), Нельсон-месса (Nelson-Messe, d-moll, 1798 г.), месса Тереза (Theresienmesse, B-dur, 1799 г.), месса с темой из оратории "Сотворение мира" (Schopfungsmesse, B-dur, 1801 г.), месса с духовыми инструментами (Harmoniemesse, B-dur, 1802 г.)

 

Разные хоровые произведения: в том числе - "Избрание капельмейстера" (Die Erwahlung eines Kapellmeisters, для солистов, хора и оркестра, около 1790 г.), "Буря" (The Storm, для солистов, хора и оркестра, 1792 г.), "Хор датчан" (Chor der Danen, 1796 г.)

 

Сольные кантаты и арии для голоса с оркестром: "Его больше нет с нами" (на смерть короля Фридриха II, 1786 г.), 22 арии

 

Произведения для оркестра: 104 симфонии, в том числе - № 6, "Утро" (Le Matin, D-dur, 1761 г.), № 7, "Полдень" (Le Midi, C-dur, 1761 г.), № 8, "Вечер и буря" (Le Soir е la tempesta, G-dur 1761 г.), № 22, "Философ" (Der Philosoph, Es-dur, 1764 г.), № 26, Стенания (Lamentatione, d-moll, около 1765 г.), № 30, "Аллилуйя" (Alleluja, C-dur, 1765 г.), № 31, "С наигрышем рога, или На тяге" (Mit dem Hornsignal, oder Auf dem Anstand, D-dur, 1765 г.), № 43, "Меркурий" (Es-dur, до 1772 г.), № 44, "Траурная симфония" (Trauer symphonie, e-moll, до 1772 г.), № 45, "Прощальная симфония" (Abschiedssymphonie, называется также - Симфония при свечах, fis-moll, 1772 г.), № 48, "Мария Тереза" (C-dur, около 1773 г.), № 49, "Страдание" (La Passione, f-moll, 1768 г.), № 53, "Величественная" (L'Imperiale, D-dur, около 1775 г.), № 55, "Школьный наставник" (Der Schulmeister, Es-dur, 1774 г.), № 59, "Пламя" (Feuersymphonie, A-dur, до 1769 г.), № 60, "Рассеянный" (Simfonia per la commedia intitolata "II Distratto", C-dur, не ранее 1775 г.), № 63, "Рокселана" (La Roxelane, C-dur, около 1777 г.), № 69, "Лаудон" (Laudon, C-dur, 1778-1779 гг.), № 73, "Охота" (La Chasse, D-dur, 1781 г.), № 82, "Медведь" (L'Ours, C-dur, 1786 г.), № 83, "Курица" (La Poule, g-moll, 1785 г.), № 85, "Королева" (La Reine de France, B-dur, 1785-1786 гг.), № 92, "Оксфордская" (Oxford, G-dur, около 1788 г.), № 94, "С ударом литавр, или Сюрприз" (Mit dem Paukenschlag, The Surprise, G-dur, 1791 г.), № 100, "Военная" (Die Militarsymphonie, G-dur, 1794 г.), № 101, "Часы" (Die Uhr, A-dur, 1794 г.), № 103, "С тремоло литавр" (Mit dem Paukenwirbel, Es-dur, 1795 г.), № 104, "Соломон" (D-dur, 1795 г.)

 

Кроме того, симфонии: B-dur (около 1760 г.), B-dur (первоначальная редакция струнного квартета ор. 1, № 5, 1754 или 1762 гг.), симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя, фагота и оркестра (B-dur, ор. 84, 1792 г.), 16 увертюр, в том числе к 11-и операм, 3-м ораториям и увертюры (C-dur и D-dur), пассион для оркестра-Семь слов спасителя на кресте (для 2 флейт, 2 гобоев, 2 фаготов, 4 валторн, 2 труб, ударных и струнных; по заказу кафедрального собора в Кадиксе, Испания, 1785 г., переложение для струн. квартета - ор. 51, 1787 г.; в ораторию-около 1796 г.)

 

Танцы: свыше 100 менуэтов для оркестра; свыше 30 немецких танцев; 6 маршей, в том числе венгерский национальный марш

 

Концерты для одного и нескольких инструментов с оркестром: 35 концертов, в том числе 2 для клавира, 4 для скрипки, 4 для виолончели, 3 для валторны, 2 для баритона (смычкового), по одному - для контрабаса, флейты, трубы, 2 баритонов, 2 валторн, 5 для 2-колёсных лир, 13 дивертисментов с клавиром

 

Произведения для ансамбля инструментов:
47 дивертисментов для разного состава инструментов, в том числе 8 ноктюрнов для 9 инструментов, 9 скерцо и 6 сюит для 8 инструментов, Детская симфония; 83 струн, квартета для 2 скрипки, альта и виолончели, в том числе с названиями: 6 солнечных (Sonnenquartette, ор. 20. № 4-Ссора в Венеции-The Row In Venice, D-dur, 1772 г.), 6 русских (Die russischen Quartet-ten, ор. 33, называются также Девичьи - Jungfernquartette, № 3 - Птичий квартет - Vogelquartett, C-dur, 1781 г.), 6 прусских (Die preussischen Quartetten, ор. 50, № 6 - Лягушечий квартет - Froschquartett, D-dur, 1787 г.), Семь слов спасителя на кресте (Die Sieben Worte des Erlosers am Kreuze, op. 51, переложение одноимённого пассиона для оркестра, 1787 г.), "Жаворонок" (Lerchenquartett, D-dur, ор. 64, 1790 г.), "Всадник" (Reiterquartett, c-moll, op. 74, № 3, 1793 г.), 6 Эрдеди-квартетов (Erdody-Quartette, op. 76; № 2-квартет с менуэтом ведьм - Quintenquartett mit dem Hexenmenuett, d-moll; № 3 - Императорский - Kaiserquartett, C-dur; № 4 - Восход солнца - The Sunrise, B-dur, около 1797 г.), Неоконченный (op. 103, B-dur, 1803 г.)

 

Произведения для 3 инструментов: трио -
41 трио для клавира, скрипки (или флейты) и виолончели, 21 трио для 2 скрипки и виолончели, 126 трио для баритона (смычкового), альта (скрипки) и виолончели, 11 трио для смешанных духовых и струнных инструментов

 

Произведения для 2 инструментов:
25 дуэтов для баритонов (смычковых) и виолончели с басом или без, 6 дуэтов для скрипки и альта

 

Произведения для фортепиано в 2 руки:
52 сонаты для фортепиано, 12 пьес для фортепиано, в том числе анданте с вариациями (t-moll, 1793 г.), ариетта с 18 (20) вариациями (A-dur, до 1768 г.), 6 лёгких вариаций (C-dur, 1790 г.), 91 танец для клавира (в том числе 53 менуэта, 24 немецких танца, 5 контрдансов, 8 в цыганском стиле, 1 кадриль и 1 английский танец)

 

Произведения для фортепиано в 4 руки:
2 пьесы, в том числе вариации (Учитель и ученик - II Maestro е lo scolare), 32 пьесы для музыкальной шкатулки

 

Произведения для голоса и голосов с сопровождением фортепиано: 13 ансамблей, в том числе: 9 квартетов (1799 г.) и 4 терцета (1796 г.), 4 дуэта (1796-1800 гг.), 47 песен для голоса с фортепиано

 

Обработки шотландских, ирландских и валлийских песен для 1-2 голосов с фортепиано или с трио (скрипка, виолончель, и фортепиано, всего около 439 песен в том числе: 150 шотл, песен, изданных У. Непиром, 1792-1794 гг.; 187 шотландских, ирландских и валлийских песен на слова Р. Бёрнса, В. Скотта и др., изд. Томпсоном, впервые в 1802 г.; 65 разных песен, изданных У. Уайтом, 1804 и 1807 г., кроме того, 26 неопубликованных. народных песен, указанных Гайдном в перечне сочинений)

 

Музыка к спектаклям: к итальянским комедиям: "Удивительная маркиза" (La Marchesa Nespola), "Вдова" (La Vedova), "Врач" (II Dottore), "Craнарепло" (все соч. в 1762 г., поставлена в Эйзенштадте, 1762 г.); к пьесам: "Пожар" (Die Feuerbrunst, 1774 г.), "Рассеянный" (Der Zerstreute, по одноимённой пьесе Ж. Ф. Реньяра), "Альфред, или Король-патриот" (по пьесе "The Patriot King or Alfred and Elvira" Бикнелла, 1796 г.)

 

 

Этапы творческого пути:

13 марта 1732 г.

Родился Й. Гайдн

1737 г. 

Переехал в Хайнбург-на-Дунае

1740 г.  

Поступил в капеллу венского собора Св. Стефана

С 1749 г.

Гайдн стал свободным музыкантом

1751 г. Опера "Хромой бес"

1759 г. 

Получил место капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина

1759 г. Написание первых симфоний

1761 г.  

Стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази

1761 г. Симфонии "Утро", "Полдень", "Вечер"

1766 г.

Стал первым капельмейстером 

1772 г. 

"Прощальная симфония"

1781 г.  

Познакомился и подружился с Моцартом

1785 - 1786 гг. "Парижские" симфонии

1791 г.  

Получил работу в Англии

1791 - 1795 гг. "Лондонские" симфонии

1798 г.

Оратория "Сотворение мира"

1801 г. "Четыре времени года"

1809 г.

Скончался в Вене

 

 Памятник Й. Гайдну

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".