Прокофьев С. С.

 

 

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891 - 1953)

 

  

     

     «Я родился в 1891 году. Четыре года назад умер Бородин, пять лет назад — Лист, восемь — Вагнер, десять — Мусоргский. Чайковскому осталось два с половиной года жизни; он кончил пятую симфонию, но не начал шестой. Римский-Корсаков недавно сочинил "Шехерезаду" и собирался приводить в порядок "Бориса Годунова". Дебюсси было двадцать девять лет, Глазунову — двадцать шесть, Скрябину — девятнадцать, Рахманинову — восемнадцать, Мясковскому — десять, Стравинскому — девять, Хиндемит не родился совсем. В России царствовал Александр III, Ленину был двадцать один год, Сталину — одиннадцать», — в этом скупом на художественные изыски абзаце композитор Сергей Прокофьев описал сразу две исторические и культурные эпохи, частью которых являлся.

     Прочно связанное с традициями прошлого, его творчество раздвинуло границы музыкального искусства в области языка, содержания, средств выразительности, представляя собой передовое и новаторское явление последующей эпохи.  

 

  

 

     Прокофьев родился в селе Сонцовка (где его отец был управляющим имения), ныне село Красное Донецкой области 23 апреля 1891 г. Воспитанием сына (занятиями музыкой, иностранными языками) занималась мать. Она же записывала небольшие Сережины пьесы, которые тот начал сочинять едва или не одновременно с первыми уроками игры на фортепьяно. Не было дня, чтобы мальчик не подходил к роялю и не пытался что-нибудь изобразить.

     Ему было пять лет, когда он написал пьесу под экзотическим названием «Индийский галоп». В десять лет «состоялась премьера» его оперы «Великан», исполненной силами домочадцев и друзей.

     Первые профессиональные уроки по композиции Сережа получил в 1902 и 1903 гг. от ученика Танеева (он-то его и отправил к мальчику) — Р. М. Глиэра. Результатом первого лета занятий стала четырехчастная симфония, второго лета — опера «Пир во время чумы». Как позже вспоминал Прокофьев, это была «настоящая опера, с вокальными партиями, оркестровой партитурой и увертюрой в сонатной форме».

     В 1904 г. 13 летний Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию, где его учителями стали Римский-Корсаков и Лядов.  «Вступительный экзамен прошел довольно эффектно. Передо мной экзаменовался мужчина с бородой, принесший в качестве всего своего багажа романс без аккомпанемента. Я вошел, сгибаясь под тяжестью двух папок, в которых лежали четыре оперы, две сонаты, симфония и довольно много фортепианных пьес. "Это мне нравится!" — сказал Римский-Корсаков, который вел экзамен», — так описал композитор свое поступление в консерваторию.

     В 1909 г. молодой человек окончил Петербургскую консерваторию по классу композиции, а в 1914 г. — по классу фортепиано.

     Еще раньше — с 1908 г. — прошли первые концерты Прокофьева с исполнением собственных произведений.

     В 1918 г. композитор уехал за границу. Жил и работал сначала в США, затем — в Европе.

      В 1927 г. он давал концерты в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, сотрудничал с советскими театрами и киностудиями. Живя за границей, Прокофьев, тем не менее, числился профессором-консультантом Московской консерватории (с 1932 г.). Окончательно возвратился в СССР он в 1936 г. Вернувшись на родину, композитор продолжил активную творческую деятельность.

     Во время Великой Отечественной войны Прокофьев, эвакуировавшись на Кавказ, работал над оперой «Война и мир» по роману

Л.Н. Толстого. Работа эта растянулась на 11 лет. В этот же период он написал сюиту «1941», музыку к фильму Эйзенштейна «Иван Грозный», Пятую симфонию, балет «Золушка».

      В 1948 г. после знаменитого выступления А.А. Жданова, Сергей Прокофьев объявлен буржуазным формалистом. От этого удара он не оправился до самой смерти.

     Прокофьев скончался в Москве 5 марта 1953 г.

     По воспоминаниям современников цветов на похороны в столице было не найти — пришлось заказывать их из Ленинграда. Дело в том, что страна в эти дни скорбела по И.В. Сталину, который умер в один день с композитором.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: « Маддалена» (сюжет и либретто

М. Ливен, ор. 13, 1911), и(по Ф. М. Достоевскому, либретто Прокофьева, ор. 24, 1915-1916 гг.), « Любовь к трём апельсинам» (по К. Гоцци, либретто Прокофьева, ор. 33, 1919 г.), «Огненный ангел» (по В. Я. Брюсову, либретто Прокофьева, ор. 37, 1919-1927 гг.), «Семен Котко» (либретто В. П. Катаева и Прокофьева, ор. 81, 1939 г.), «Война и мир» (по Л. Н. Толстому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 91, 1941-1943 гг.), «Повесть о настоящем человеке» (по Б. Н. Полевому, либретто Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой, ор. 117, 1947-1948 гг.)

 

Балеты: « Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (по русским народным сказкам Пермской губернии, из сборника А. Н. Афанасьева, либретто Прокофьева, ор. 21, 1915 г.), «Стальной скок» (либретто Г. Б. Якулова и П,, ор. 41, 1925 г.), « Ромео и Джульетта» (по У. Шекспиру, либретто С. Э. Радлова, А. И. Пиотровского, Л. М. Лавровского и П., ор. 64, 1935-1936 гг.), «Золушка» (либретто Н. Д. Волкова, ор. 87, 1940-1944 гг.; поставлен 1945 г.), «Сказ о каменном цветке» (по

П.П. Бажову, либретто М. А. Мендельсон-Прокофьевой и Л. М. Лавровского, ор. 118, 1948-1950 гг.)

 

Произведения для солистов хора и оркестра: оратория «На страже мира» (слова

С.Я. Маршака, ор. 124, 1950 г.); кантаты «Семеро их» (слова К, Д. Бальмонта, ор. 30, 1917-1918 гг.), «К 20-летию Октября» (текст-монтаж Прокофьева из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, ор. 74, 1936-1937 гг.), «Александр Невский» (слова Прокофьева и В. А. Луговского, ор. 78, 1938-1939 гг.), «Здравица» (текст из русского, украинского, белорусского, кумыкского, курдского, марийского и мордовского фольклора, ор. 85, 1939 г.)

 

Вокально-симфонические сюиты: « Песни наших дней» (слова А. Пришельца, В. И. Лебедева-Кумача, С. Я. Маршака, народные, ор. 76, 1937 г.), «Зимний костёр» (слова С.Я.Маршака, ор. 122, 1949 г.)

 

Произведения для оркестра: 7 симфоний (Классическая, D-dur, ор. 25, 1916-1917 гг.;d-moll, op. 40, 1924 г.; c-moll, op. 44, 1928 г.; C-dur, op. 47, 1930 г.), симфониетта (A-dur, op. 5, 1909 г.; 2-я редакция 1914 г.), « Любовь к трём апельсинам» (из оперы, ор. 33 bis, 1934 г.), «На Днепре» (из балета, ор. 51 bis, 1933 г.), «Поручик Киже» (из музыки к фильму, ор. 60, 1934 г.), «Египетские ночи» (из музыки к спектаклю, ор. 61, 1934 г.), Вальсы (симфоническая сюита в 6 частях, ор. 110, 1946 г.), Свадебная сюита (из балета "Сказ о каменном цветке", ор. 126, 1951 г.); увертюра (два варианта: для 17 исполнителей и для большого оркестр, ор. 42, 1926; ор. 42 bis, 1928 г.), увертюра на еврейские темы (ор. 34 bis, 1934 г.), Русская увертюра (два варианта: для четверного и тройного состава оркестр, ор. 72, 1936 г.); симфоническая картина «Сны», симфонический эскиз «Осеннее» (ор. 8, 1910 г.), сказка «Петя и волк» (слова П., ор. 67, 1936 г.), симфонический марш (B-dur, ор. 88, 1941 г.), Ода на окончание войны (ор. 105, 1945 г.), Два пушкинских вальса (ор. 120, 1949 г.)

 

Произведения для духового оркестра: 4 марша (ор. 69, 1935-1937 гг.), марш (ор. 99, 1943-1944 гг.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: соната для 2 скрипок (ор. 56, 1932 г.); для скрипки и фортепиано — 2 сонаты (ор. 80, 1938-1946 гг.), 5 мелодий (ор, 35 bis, 1925 г.); соната для флейты и фортепиано (ор. 94, 1943 г.); соната для виолончели и фортепиано (ор. 119, 1949 г.), Баллада для виолончели и фортепиано (ор. 15, 1912 г.), Юмористическое скерцо для 4 фаготов (ор. 12 bis, 1912 г.)

 

Произведения для фортепиано: сонаты (ор. 1, 1907 г.); 3 сонатины (2-op. 54, 1932 г.; 3-я-Пасторальная, op. 59, 1934 г.), Сказки старой бабушки (op. 31, 1918 г.), Детская музыка (12 лёгких пьес, ор. 65, 1935 г.), «Гавот» (ор. 77, 1938 г., концертная транскрипция из музыки к спектаклю «Гамлет»), 3 пьесы из балета «Золушка» (ор. 95, 1942 г.), 10 пьес из балета «Золушка» (ор. 97, 1943 г.), 6 пьес из балета «Золушка» (ор. 102, 1944 г.)

 

Произведения для голоса и фортепиано: « Два стихотворения А. Н. Апухтина и

 К. Д. Бальмонта» (ор. 9, 1910-1911 гг.), «Гадкий утёнок» (сказка X. К. Андерсена, ор. 18, 1914 г.), 5 стихотворений (слова В. И. Горянского, 3. Н. Гиппиус, Б. Верина, К. Д. Бальмонта, Н. Я. Агнивцева, ор. 23, 1915 г.), 5 песен (без слов, ор. 35, 1920 г.), 5 стихотворений (слова А. А. Ахматовой, ор. 27, 1918 г.), 5 стихотворений (слова

К.Д. Бальмонта, ор. 36, 1921 г.), 6 песен (слова M. Голодного, А. Н. Афиногенова,

Т.С. Сикорской и народные, ор. 66, 1935 г.), 3 романса (слова А. С. Пушкина, ор. 73, 1936 г.), 7 песен (слова А. А. Прокофьева, А. Н. Благова, М. А. Светлова, М. А. Мендельсон, П. Е. Панченко и народные, ор. 79, 1939 г.), 3 детские песни (слова А. Л. Барто, Сикорской, а также Л. М. Квитко в переводе С. В. Михалкова, ор. 68, 1936-1939 гг.), 7 массовых песен (слова В. В. Маяковского, А. А. Суркова,

М.А. Мендельсон, ор. 89, 1941-1942 гг.), Солдатская походная (слова

В.А. Луговского, ор. 121, 1950 г.)

 

Музыка к драматическим спектаклям: «Египетские ночи» (по У. Шекспиру, Б. Шоу, А. С. Пушкину, без op., 1934 г.), «Борис Годунов» А.С. Пушкина (ор. 70 bis, 1936 г.), «Евгений Онегин» (по роману в стихах Пушкина, ор. 71, 1936 г.), «Гамлет» Шекспира (ор. 77, 1937-1938 гг.)

 

Музыка к фильмам: «Поручик Киже» (1933 г.), «Пиковая дама» (1938 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Лермонтов» (1941 г.), «Тоня» (1942 г.), «Котовский» (1942 г.), «Партизаны в степях Украины» (1942 г.), «Иван Грозный» (1942 г.)

 

 

Этапы творческого пути:

11 (23) апреля 1891 г.

Родился на Украине

1902-1903 гг.

Берёт частные уроки Р.М. Глиэра по композиции. Первые сочинения

1904 -1909 гг .

Поступил в Санкт-петербургскую консерваторию. Учится у А.К. Лядова (композиция),

Н.А. Римского-Корсакова (инструментовка), А.Н. Есиповой(ф-но).

1908 г.

Начал давать первые концерты с исполнением собственных произведений. Критики начала XX в. называли Прокофьева музыкальным футуристом за использование шокирующих средств музыкальной выразительности

1916 г.

Исполнение в Петрограде симфонической сюиты "Ала и Лоллий"

1916 г.
(2-я редакция 1927 г.)

Написание Оперы "Игрок"

1918 г. -
сер. 30-х гг.

Живёт за границей

1936 г.

Приезжает в Москву

1936 г.

Заканчивает балет "Ромео и Джульетта"

1939 г.

Создание кантаты  "Александр Невский" на основе музыки к одноименному фильму

С. М. Эйзенштейна

1940 г.

В Москве поставлена опера "Семен Котко", но позднее снята с репертуара

1948 г.

Постановлением ЦК ВКП(б) музыка Прокофьева, наряду с произведениями других крупнейших советских композиторов, была объявлена "формалистической", "чуждой советскому народу" - удар, от которого композитор так и не оправился до конца жизни

5 марта 1953 г.

Скончался

1957 г.

Прокофьеву посмертно присуждена Ленинская премия

       

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".