Даргомыжский А. С.

 

 

Даргомыжский Александр Сергеевич (1813–1869)

 

     

     Александр Даргомыжский вошел в историю музыки, как «великий учитель музыкальной правды».

     Его творческая зрелость пришлась на 40-е XIX столетия — время, когда на передний план литературного фронта вышли Гоголь, Тургенев, молодой Достоевский. В какой-то степени в музыке Даргомыжский пытался сделать то же, что они делали в литературе.

     Верный призыву выдающегося критика Белинского воспроизводить действительность во всей ее истине, без прикрас, «извлекая поэзию из самой прозы жизни», Даргомыжский в своих музыкальных произведениях показывал судьбы «маленьких» людей, лишенных в условиях царской России права на счастье.

 

 

     Родился Александр Даргомыжский 14 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, служил по министерству финансов, в коммерческом банке.

     Даргомыжский получил хорошее домашнее образование: он прекрасно знал французский язык и французскую литературу. Играя в кукольный театр, мальчик сочинял для него небольшие пьески-водевили, а в шесть лет стал учиться игре на фортепьяно. Однако его учитель музыки Адриан Данилевский не только не поощрял влечения своего ученика к сочинительству, но нещадно истреблял его первые композиторские опыты. Впоследствии композитор писал: «Считал ли он это неприличным для русского дворянина или полагал, что я мог бы лучше употребить своё время на заучивание заданного мне фортепианного урока, но всякий раз, как я приносил ему на показ новое сочинение, в книжке поведения моего было отмечено: весьма скверно, и я был наказан».

     Системы в музыкальном образовании Даргомыжского не было (он брал уроки игры на фортепьяно и скрипке с семи лет), и своими теоретическими знаниями он был обязан, главным образом, самому себе. Так, к восемнадцати годам Даргомыжский был уже автором многих сочинений для фортепьяно, скрипки, двух квартетов, кантат и романсов, но композиторская техника его была ещё недостаточно отточенной.

     Решающую роль в выборе жизненного пути  сыграло сближение Даргомыжского с

М.И. Глинкой в середине 1830-х гг. и впечатления от премьеры оперы « Жизнь за царя». Позже он вспоминал об этой знаменательной для него встрече: «Одинаковое образование , одинаковая любовь к искусству тотчас сблизила нас… Мы в течение 22 лет сряду были с ним постоянно в самых коротких, самых дружеских отношениях ».

     В 1830-х гг. Даргомыжский стал известен в музыкальных кругах Петербурга как «сильный пианист», а также как автор нескольких фортепианных пьес блестящего салонного стиля и романсов: «Oh, ma charmante», «Дева и роза», «Каюсь, дядя», «Ты хорошенькая» и других.

     С 1837 по 1841 гг. он работал над своей первой оперой «Эсмеральда» на французское либретто по роману В. Гюго.

     До 1843 г. Даргомыжский состоял на службе: сначала в контроле министерства двора, потом в департаменте государственного казначейства; затем он уволился и целиком посвятил себя музыке.

     В 1844 г. Даргомыжский побывал в Германии, Париже, Брюсселе и Вене. Личное знакомство с Обером, Мейербером и другими европейскими музыкантами повлияло на его дальнейшее творческое развитие. Но, что удивительно! - именно на чужбине композитор почувствовал себя подлинно русским художником: «... нет в мире народа лучше русского и ... ежели существуют в Европе элементы поэзии, то это в России».

     С 1845 г. и до конца жизни Даргомыжский жил в Петербурге, занимался частной музыкально-педагогической деятельностью.

     В 1848 г. он написал оперу на текст Пушкина «Торжество Вакха», которой отказали в постановке из-за ее низких художественных достоинств.

     Начиная с 1843 г. Даргомыжский работал над оперой «Русалка» по драме А.С. Пушкина, которую закончил в 1855 г.

     Первое представление «Русалки» состоялось в 1856 г. в Мариинском успеха не имело. Зато постановка 1865 г. с Платоновой и Комиссаржевским, напротив, была встречена публикой с восторгом.

     В последний период творчества Даргомыжский создавал вокальные пьесы, которые оказали определенное влияние на искусство таких композиторов, как Кюи и Мусоргский.

     А на Римского-Корсакова и на Бородина особенно подействовали новые оперные приемы Даргомыжского, которые явились осуществлением на практике тезиса, высказанного композитором в письме к Л.И. Кармалиной: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово; хочу правды».

    Умер 17 января 1869 г. в Петербурге.

    Последнюю оперу Даргомыжского — «Каменный гость» — по завещанию композитора закончил Ц. Кюи. А поставлена она была в Санкт-Петербурге на Мариинской сцене 16 февраля 1872 г.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Эсмеральда» (1838–1841 г.), «Торжество Вакха» (лирическая опера-балет, 1848 г.), « Русалка» (1843–1855 г.), «Каменный гость» (1866–1869, не окончена, завершил Ц. А. Кюи, инструментовал Н. А. Римский-Корсаков)

 

Кантата: «Торжество Вакха» (на слова одноимённого стихотворения Пушкина, 1843, оркестрована 1845–1846 гг., исполнена 1846 г., в Петербурге; переделана в лирическую оперу-балет, 1848   г.)

 

Произведения для оркестра: «Болеро» (1839 г.), «Баба-Яга, или с Волги nach Riga» (шутка-фантазия, 1862 г.), «Малороссийский казачок» (фантазия, 1864 г.), «Чухонская фантазия» (1867 г.)

 

Произведения   для фортепиано: Контрданс, Вариации на русскую песню «Винят меня в народе», фантазия на мотивы из оперы «Иван Сусанин», Табакерочный вальс, скерцо Пылкость и хладнокровие, Полька, скерцо Почта (Quadrille brillant), Танцы на мотивы из оперы «Эсмеральда» (Полька-мазурка, Мазурка), «Ты и вы» (переложение романса), Славянская тарантелла для игры с теми, кто вовсе не умеет играть

 

Романсы и песни

 

Вокальные ансамбли и хоры: дуэты, трио (в том числе Петербургские серенады), квартеты

 

Этапы творческого пути:

14 февраля 1813 г.

Родился в селе Даргомыже

1824 г .

И зданы первые музыкальные сочинения Даргомыжского

1837 - 1841 гг.

Работа над оперой "Эсмеральда"

1843 г.

Уходит с государственной службы, чтобы посвятить себя музыке

1843 г.-1855 г.

Работа над оперой "Русалка"

1844 г.

Издаёт сборник романсов

1844 г.

Даргомыжский предпринял поездку за границу, которая значительно повлияла на тематику и художественную специфику его дальнейшего творчества

с 1845 г.

 Живёт в Петербурге

1848 г.

Пишет оперу «Торжество Вакха»

9 апреля 1853 г.

В Петербурге в зале Дворянского собрания с успехом прошел концерт сочинений Даргомыжского

1856 г.

Первая постановка оперы "Русалка" в Мариинском театре

конец
1850-х гг.

Даргомыжский близко сходится с композиторами «Могучей кучки»

1865 г.

Постановка оперы "Русалка" с Платоновой и Комиссаржевским в главных партиях

1867 г.

Поставлена опера "Торжество Вакха"

17 января 1869 г.

Скончался в Петребурге

16 февраля 1872 г.

Последняя опера Даргомыжского "Каменный гость" поставлена в Мариинском театре

 

 Саша Даргомыжский в юности. Акварель неизвестного художника

    

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

                 Романсы:

 

   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".