Сарасате

 

 

Сарасате Пабло де (1844-1908)

 

 

      "Пабло де Сарасате, магическое имя для всех скрипачей последней четверти XIX столетия, больше того - символ эстетической меры, благозвучия, слегка поверхностной эмоциональности и вместе с тем технического совершенства"

Карл Флеш

 

      В 1844 г. в семье военного капельмейстера родился великий в будущем скрипач Пабло де Сарасате-и-Наваскес. Отец стал первым учителем своего рано проявившего музыкальное дарование сына. Пабло занимался с увлечением, искренне полюбив инструмент, который прославит его впоследствии.

      Первое публичное выступление Сарасате состоялось в семь лет. А когда Пабло не было и девяти, его гений покорил королеву Изабеллу. Растроганная и восхищенная игрой мальчика она подарила юному Сарасате скрипку самого Страдивари и оплатила ему учебу в Парижской консерватории. Консерваторию Пабло окончил в один год. Его педагогом был знаменитый скрипач Д. Алара.

      Освоив консерваторский курс скрипичной игры, Сарасате еще год занимался композицией у А. Ребера. В те же годы он получил первую награду за свое исполнительское мастерство.

     После учебы молодой скрипач активно и с большим успехом гастролировал по миру. Выступал в Европе, Америке, Азии, четыре раза был с концертами в России (в 1869, 1878, 1879 и 1898 гг.). Надо сказать, что с русскими композиторами Сарасате связывали тесные дружеские и творческие узы. Он был знаком П. Чайковским, Л. Ауэром, К. Давыдовым, А. Вержбиловичем. А о совместном концерте испанского скрипача с А. Рубинштейном в 1881 г. русская музыкальная пресса писала: «Сарасате столь же бесподобен в игре на скрипке, сколько Рубинштейн не имеет себе соперников на поприще фортепианной игры»...

     Игра Сарасате отличалась замечательной техникой, чистотой, певучестью и изяществом тона, удивительным совершенством смычка. Современники называли его  - «Паганини конца века, король искусства каденцирования, солнечно светлый художник».

     По воспоминаниям друзей, Сарасате, был простодушным человеком, страстно увлекался коллекционированием тростей, табакерок, прочих антикварных вещиц. Впоследствии всю собранную им коллекцию он передал в дар своему родному городу.

     В 1860-х гг. скрипач организовал в Париже струнный квартет.

    Через свои концерты музыкант активно пропагандировал современную музыку, а многие знаменитые композиторы-современники специально для него писали свои музыкальные произведения. Так, Брух посвятил Сарасате 2-й скрипичный концерт и "Шотландскую фантазию", Э. Лало - "Испанскую симфонию", Г. Венявский - 2-й скрипичный концерт,  Сен-Санс - "Интродукцию и рондо каприччиозо" и 3-й скрипичный концерт.

     «Величайшее значение Сарасате», - писал Л. Ауэр,- «основывается на том широком признании, которое он снискал своим исполнением выдающихся скрипичных произведений своей эпохи».

     Сам Сарасате сочинял преимущественно для скрипки. Такие его произведения, как "Арагонская хота", "Испанские танцы", "Наварра", "Баскское каприччио", Фантазия на темы оперы Ж. Бизе "Кармен", "Малагуэнья", "Цыганские напевы", Фантазия на темы оперы Ш. Гуно "Фауст", "Интродукция и тарантелла" вошли в классический скрипичный репертуар. В этих сочинениях особенно рельефно проявились национальные черты композиторского и исполнительского стиля Сарасате: ритмическое своеобразие, колористическое звукоизвлечение, тонкое претворение традиций народного искусства.

     Особенно композитору удавались произведения на родные испанские темы («Арагонская охота», «Наварра», «Испанские танцы», «Цыганские напевы»). 
     Умер композитор искрипач 20 сентября 1908 г. в Биарицце.

 

Музыкальное наследие:

Произведение для скрипки с фортепиано: "Размышление" (Rкverie), "Андалусская серенада" (Sirinade andalouse), "Цыганские напевы" (Zi-geunerweisen, также с оркестром), "Арагонская хота" (Jota aragonesa), "Песнь соловья" (Le chant du rossignol), "Четенерас" (Ceteneras, также с оркестром), "Санферменская хота" (Jota de San Fermin), "Сновидения" (Rкve)

 

Произведения для 2 скрипок и фортепиано: "Наварра", концертные фантазии на темы опер "Кармен", "Дон Жуан"; "Фауст", "Мирейль", "Ромео и Джульетта" Гуно, "Сила судьбы" Верди, "Марта" Флотова, и др. сочинения для скрипки с фортепиано. 

 

Этапы творческого пути:

1844  г.

Родился в Памплоне

1851 г.

Первое публичное выступление

1856 г. Учеба в Парижской консерватории

1876 -1877 г.   

Концерты в Германии

1878 г.

"Цыганские напевы"

1883 г. Фантазия на темы оперы "Кармен"
1889 г. "Наварра"

20 сентября 1908 г.

Скончался

 

 

 П. Сарасате

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".