Хачатурян А. И.

 

 

Хачатурян Арам Ильич (1903–1978)

 

«Рубенсом нашей музыки» назвал композитора Арама Хачатуряна»

Академик Асафьев

 

 

     Яркое, сочное, колоритное творчество Хачатуряна насквозь пропитано народным искусством, с одной стороны, и традициями мировой, а, в первую очередь, русской музыки, с другой.

     Его жизнь сложилась счастливо. Он объездил весь мир, встречался с Роменом Ролланом, Хемингуэем, Чаплином, Сибелиусом, Стравинским, Караяном, Барбером…

     Его с радостью принимали королева Бельгии Елизавета, Папа Римский Иоанн ХХIII, католикос Вазген. Его сочинения играли такие виртуозы, как Яша Хейфец, Джордже Энеску, Давид Ойстрах, Артур Рубинштейн, Эмиль Гилельс, Мстислав Ростропович.

     Хачатуряна можно назвать вундеркиндом наоборот. До девятнадцати лет он не то, что серьезно не занимался сочинительством, он даже не умел толком играть ни на одном музыкальном инструменте. Начав обучение почти в двадцать лет, он в лучшем случае имел шанс стать мастеровитым композитором. Однако Хачатурян стал одним из самых выдающихся композиторов XX в., лишний раз доказав, что в любом правиле всегда есть исключения.

 

      Арам Ильич Хачатурян был четвертым сыном в семье небогатого переплетчика. Он родился 6 июня 1903 г. в Тифлисе (нынешний Тбилиси, Грузия).

     Музыкой его родители никогда не занимались, но в их доме часто звучали народные песни (так, например, мать Арама очень любила петь армянские песни). Эти напевы оставили в душе мальчика глубокий след, хотя его первые музыкальные опыты сводились к тому, что, забираясь на чердак, он подолгу выстукивал на медном тазе слышанные им ритмы песен народных певцов-ашугов. «Эта первоначальная моя «музыкальная деятельность» — рассказывал впоследствии Хачатурян, — доставляла мне неописуемое наслаждение, родителей же приводила в отчаянье…»

     Когда Араму исполнилось десять лет, он поступил в коммерческое училище. В то же время Хачатурян самостоятельно научился играть на духовых инструментах и участвовал в любительском духовом оркестре.

     В шестнадцать лет он впервые попал в оперный театр, где услышал оперу «Абесалом и Этери» — классику грузинской музыки Захария Палиашвили. Впечатление было столь сильным, что молодым человеком завладела мечта обучаться музыке.

     В 1921 г. в Тбилиси приехал старший брат Арама — Сурен Хачатурян, режиссер Московского Художественного театра. Возвращаясь обратно, Сурен Ильич захватил юношу с собой. В Москве Хачатурян по-настоящему узнал и полюбил театр. Впоследствии он, автор музыки к 20-и с лишним спектаклям, говорил: «Моя страсть к театру такова, что, если бы музыка в свое время не заполнила мои думы, я, наверное, стал бы актером».

     Примерно тогда же произошло знакомство молодого Арама Хачатуряна с его первым учителем композиции Михаилом Фабиановичем Гнесиным.

     Гнесин был учеником Римского-Корсакова и верным хранителем его традиций. Композитор, педагог, литератор, фольклорист, ученый — Гнесин отличался широким диапазоном творческих и общественных интересов, прогрессивных взглядов. Недаром во время революции 1905 г. он принимал участие в студенческом движении, за что и был выслан из Петербурга.

     С первых же встреч Гнесин почувствовал масштабы и характер дарования Хачатуряна, невзирая на поразительное для его возраста «музыкальное невежество». У того не было даже элементарной подготовки. При поступлении в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных его выручили отличный слух, музыкальность и хорошая память.

     Изначально девятнадцатилетний Арам занимался на виолончели. Рассказывали, что он увидел этот инструмент в углу и сказал, что хочет обучаться игре на «этой большой скрипке». Однако затем    Хачатурян перешел в класс композиции, где в лице Гнесина нашел чуткого педагога, сумевшего быстро развить его природные способности. Уже в техникуме начинающий композитор написал Танец для скрипки с фортепьяно и Поэму для фортепьяно. «Танец для скрипки и фортепьяно» стал первой опубликованной работой композитора.

     В 1929 г. Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории. По классу сочинения он занимался у М.Ф. Гнесина, а позднее у Н.Я. Мясковского. В 1934 г. Хачатурян блестяще окончил консерваторию и поступил в аспирантуру, целиком посвятив себя творчеству. Работал над балетом «Счастье», писал музыку к драматическим спектаклям и кинофильмам, занимался общественной работой.

    В годы Великой Отечественной войны Хачатурян создал песню «Капитан Гастелло», «Слава нашей Отчизне», марш для духового оркестра «Героям Отечественной войны», балет «Гаянэ» и вторую симфонию. В 1944 г. Хачатурян написал гимн Армянской ССР.

     В 1848 г. постановлении ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» Хачатурян, как и ряд других крупных музыкантов, подвергся критике за «формалистические» и «антинародные» тенденции. К счастью, большого вреда его творческой и личной жизни это постановление не нанесло.

     Начиная с 1950 г. Хачатурян — профессор по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных. Из его класса вышли такие известные композиторы, как А. Эшпай, Р. Бойко, Э. Оганесян, М. Таривердиев, Э. А. Хагагортян, Н.К. Габуния и другие.

     В те же годы, что и преподавательская, началась дирижерская деятельность композитора. Первый концерт, где дебютировал Хачатурян-дирижер, состоялся в Москве в Доме ученых. В дальнейшем он успехом гастролировал по всему Советскому Союзу и за границей. Но сочинение по-прежнему оставалось главной целью и смыслом его жизни.

     Умер Арам Хачатурян 1 мая 1978 г.

 

Музыкальное наследие:

 

Балеты: «Счастье» (1939 г.), «Гаянэ» (1942 г.; 2-я редакция 1952 г.; 3-я редакция 1957 г.), «Спартак» (1950–1954 гг.)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: «Поэма о Сталине» (слова ашуга М. Байрамова, 1938), 3 арии — Поэма, Легенда, Дифирамб (слова народные, О. Т. Туманяна, М. Пешикташляна, 1944–1946 гг.), Ода радости (слова С. В. Смирнова, 1956 г.), Баллада о Родине (слова А. Г. Гарнаркерьяна, 1961 г.); музыка Государственного гимна Армянской ССР (1944 г.)

 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (1934 г.; 1943 г., Симфония-поэма, 1947 г.), Ода памяти В. И. Ленина (1948 г.), Торжественная поэма (1950 г.)

 

Произведения для духового оркестра: 2 походных марша (1929–1930), Плясовая (1932 г.), марш Героям Отечественной войны (1942 г.), марш Московской Краснознаменной милиции (1973 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: Танец (1926 г.) и Песня-поэма (1929 г.) для скрипки и фортепьяно, трио для кларнета, скрипки и фортепьяно (1932 г.)

 

Произведения для голоса и фортепьяно: «На бульваре Гоголя» (слова С.В. Михалкова, 1935 г.), «В бой, комарадос» (слова Л. Смоляна, 1936 г.), «Капитан Гастелло» (слова А. Лугина, 1941 г.), «Море Балтийское» (слова Я. Родионова, 1941 г.), «Уральцы бьются здорово» (слова А. Л. Барто, 1942 г.), «Слава нашей Отчизне» (слова В. И. Лебедева-Кумача, 1943 г.), «Песня о Ереване», «Армянская застольная», (на слова А. Граши), «Моя Родина» (слова И. И. Садофьева, 1950 г.), «Нам сегодня весело» (слова С. А. Васильева, 1963 г.)

 

Произведения для мужского хора а саррellа: Походная песня (из фильма «Адмирал Ушаков», слова А. А. Суркова, 1953 г.), Песня русских матросов (из фильма «Корабли штурмуют бастионы», слова Суркова, 1953 г.)

 

Обработки народных песен

 

Музыка и спектаклям драматического театров: «Багдасар ахпар» («Дядюшка Багдасар», 1927 г., 2-я армянская драматическая студия при Московском доме культуры Армении), «Макбет» Шекспира (1933 г., Театр имени Сундукяна, Ереван), «Баку» Никитина (совместно с А. Я. Пейсиным, 1937 г., Ленинградский театр-студия под руководством С. Э. Радлова), «Валенсианская вдова» Лопе де Вега (1940 г., Театр имени Ленинского комсомола, Москва), «Маскарад» Лермонтова (1941 г., Театр имени Вахтангова, Москва), «Кремлёвские куранты» Погодина (1942 г., МХАТ), «Весенний поток» Чепурина (совместно с Н. В. Макаровой, 1953 г., Центральный театр Советской Армии в Москве), «Лермонтов» Лавренева (1954 г., там же), «Макбет» Шекспира (1955 г., Малый театр, Москва), «Король Лир» Шекспира (1958 г., Театр имени Моссовета, Москва)

 

Музыка к кинофильмам: «Пэпо» (1935 г.), «Сад» (1939 г.), «Русский вопрос» (1948 г.), «В.И. Ленин» (1948 г.), «Сталинградская битва» (1949 г., Государственная премия СССР, 1950), «У них есть Родина» (1950 г.), «Адмирал Ушаков» (1953 г.), «Корабли штурмуют бастионы» (1953 г.), «Отелло» (1955 г.), «Поединок» (1957 г.), «Набат мира» (1962 г.).

 

 Этапы творческого пути:

6 июня 1903  г.                

Родился в Тифлисе

1929 г.

Окончил Музыкальный техникум им. Гнесиных

1929 - 1934 гг.

Учёба в Московской консерватории

1934 г.

Выпускная работа — Первая симфония

1936 г.

Пишет фортепьянный концерт

(его первым исполнителем был выдающийся советский пианист Лев Оборин)

1937 г.

Впервые исполнен его «Концерт для скрипки с оркестром»

1940 г.

Создает одно из своих наиболее значительных произведений — скрипичный концерт

21 июня 1941 г.

В Московском театре имени Вахтангова состоялась премьера драмы

М.Ю. Лермонтова «Маскарад» с музыкой Хачатуряна

1942 г.

В Перми состоялась премьера балета «Гаянэ»

1944 г.

Пишет Государственный гимн Армянской ССР

1948 г.

Постановлением ЦК ВКП (б) «Об опере «Великая дружба» подвергся критике за «формалистические» и «антинародные» тенденции

1950 г.  

Стал профессором по классу композиции в Московской консерватории и Институте имени Гнесиных.  

 

Начинает выступать в концертах как дирижёр в СССР и за рубежом с исполнением собственных сочинений

1954 г.

Закончен балет "Спартак"

1954 г.

Композитору присвоено звание народного артиста ССР

1957 г

Хачатурян — секретарь Союза Композиторов СССР

1959 г.

А.И. Хачатуряну вручена Ленинская премия

1 мая 1978 г.

Скончался

 

Айвазовский. "Вид Тифлиса от Сейд-Абаза". 1868 г.

 

 

 

 
Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".