Оперы

 

 

Оперы

 Хоровая опера "Боярыня Морозова"

     Оперы составляют значительную часть сочинений Р. Щедрина: «Не только любовь» (1961 г.), «Мертвые души» (1977 г.), «Лолита» (1993 г.), «Боярыня Морозова».

     «Пишу колхозного "Евгения Онегина"» — говорил автор об опере «Не только любовь», по мотивам рассказов С. Антонова с использованием текстов народных частушек. В этой опере, предназначенной для Большого театра, Щедрин хотел уйти от принятых тогда монументальных массовок в камерную сферу, с переживаниями обыкновенных людей. Но до конца переломить обычаи театра 60-х ему все же не удалось.

     Однако именно в те годы он сформулировал основной тезис своего творчества: «В искусстве надо идти своим собственным путем. Он может быть и коротким, и длинным, и широким, и узким, но он должен быть своим».

     Для стиля Щедрина, в основе которого изначально лежал традиционный фольклоризм, стало характерно совмещение элементов народного искусства и «авангардных» техник (элементы додекафонии, сонористики и т.д.).

     В 1993 г. композитор написал оперу «Лолита» на собственное либретто по одноименному роману В.В. Набокову.

     В Прологе Гумберт уже сидит в тюремной камере, и через всю оперу проходит хор Судей, обвиняющих его. В противовес  — церковный хор Мальчиков поет просветляющую молитву. Высокий дух оперы царит в длительных, медленных любовных сценах двух главных героев, в возвышенном музыкальном звучании сцены «Грех Гумберта».

     Щедрин создал яркие вокальные партии — юной Лолиты, с ее пением в высоком серебристом регистре и стареющего соблазнителя Куильти с его фальцетом.

    Режиссер-постановщик оперы Г. Исаакян сказал, что «Лолита», «это произведение — безусловно лежащее в русле постмодернистского сознания. Композитор, давно уже ставший классиком, использует такие приемы, как клиповое сознание, как киномонтаж в обращении с музыкальным материалом, рекламные вставки, т. е. классик российской музыки чутко прислушивается к сегодняшнему дню».

    Опера завершается Эпилогом-катарсисом.

    По словам сына писателя, Д. Набокова, «увидь это отец — он был бы счастлив».

    Из-за проблемы с авторскими правами "Лолита" не могла звучать на основных мировых языках. Тогда возникла идея постановить оперу на шведском языке на подмостках Шведской королевской оперы. Премьера состоялась в Стокгольме 14 декабря 1994 г. Дирижировал оркестром М. Ростропович.

    Постановка, несмотря на публичные демонстрации против этого спектакля, имела большой успех, с отзывами в прессе всего мира.

    Главными источниками для либретто другой оперы Щедрина  — «Боярыня Морозова» — стали книги «Житие протопопа Аввакума, им самим рассказанное» (в либретто из этого произведения использованы целые фрагменты, написанные на древнеславянском языке) и «Житие боярыни Морозовой, сестры ее княгини Урусовой и Марии Даниловой, полковничьей жены».

    Опера посвящена теме церковного раскола и испытаниям, выпавшим на долю легендарной женщины. Морозова, бывшая одной из самых богатых и знатных женщин России, отказалась за свою веру от всего, что было ей дорого. Она пустила в дворец юродивых, пожертвовала жизнью сына, которого безмерно любила, сама пошла на смерть. 

   Трагедию боярыни Морозовой Щедрин решил передать через хор, который заменяет оркестр и (как в античных трагедиях) то конфликтует с героями, то комментирует события, то вместе с ними оплакивает погибших. Действующих героев у Щедрина четверо — боярыня Морозова, царь Алексей Михайлович, сестра боярыни княгиня Урусова, протопоп Аввакум.

     Оперой "Боярыня Морозова" Р. Щедрин создал новый жанр — "русская хоровая опера".

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".