Русская классика в творчестве Щедрина

 

 

Русская классика в творчестве Щедрина

     Щедрин много работал для театра, переводя на музыкальный язык произведения классической русской литературы. Он шире, чем кто-либо из композиторов-современников, развил русскую тематику —  почти все оперы и балеты Щедрина созданы на сюжеты крупнейших русских писателей — Н. Гоголя, А. Чехова, Л.Толстого, В. Набокова, Н. Лескова (опера «Мёртвые души», балеты «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой»). Кроме того, благодаря великолепному владению современным музыкальным "словом" и целенаправленной установке композитора на слушателя, его произведения доступны широкой аудитории.

     Либретто для своих сценических произведений Щедрин, писал или сам, или в соавторстве с различными драматургами. При этом он (подобно П.И. Чайковскому) брал из первоисточника лишь те фрагменты, которые были призваны наиболее полно выразить его собственный замысел.

 Балет "Чайка"

     Так, для балета «Анна Каренина» (1971 г.) из романа Л. Толстого была отобрана только любовная интрига. Балет получил подзаголовок «Лирические сцены».

     В другом балете - «Чайка» по А.Чехову (1979 г.) - композитор (он же соавтор либретто) средствами оркестра создал остро-экспрессивный «крик чайки», который стал лейтмотивом всего произведения, придав ему повышенную трагичность. Новаторской была музыкальная форма балета — цикл из 24 Прелюдий с добавлением трех Интерлюдий и одной Постлюдии.

     Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по Н. Гоголю (1976 г.), на либретто самого композитора. Автор ввел в оперу такие новшества, как замена скрипок оркестра камерным (вторым) хором, но, главное, — деление сцены на две параллельные. Таким образом, он создал две самостоятельно идущие оперы — «народную» и «профессиональную». Эта параллельная драматургия спектакля, впервые осуществленная в Большом театре, составила ядро смысловой концепции произведения: противопоставление Руси народной и «мертвых душ» помещиков. В «народной опере» композитор использовал русские фольклорные тексты, народные тембры голосов, придал символический смысл репликам мужиков, особенно вопросу «доедет или не доедет?».

     «Профессиональную оперу» — гротескный мир гоголевских помещиков — Щедрин выдержал в стилистике, близкой Россини. Если музыка Руси народной шла в плавном протяжном пении legato, то в партиях пародируемых помещиков достаточно заметно использовалось подпрыгивающее staccato. Изощренны и чрезвычайно трудны для пения их арии: виртуозные пассажи Чичикова, скороговорка Коробочки, размашистые скачки мелодии у Собакевича и т.д. Впечатляющи вокальные ансамбли — в семь, восемь, десять и двенадцать голосов. В облике двух опер-антитез предстали сущности более высокого порядка: контраст вечного, неизменного и суетного, бренного.

     «Он необыкновенно точно воплотил в музыке уникальную гоголевскую интонацию и в то же время сумел написать остро современное произведение. Это была музыка страны, в которой мы тогда жили: острая, угловатая и невероятно безысходная», — писал вокалист, исполнитель партии Чичикова А. Ворошило.

     В 1981 г. Щедрин создал хоровые и фортепьянные сочинения: «Строфы «Евгения Онегина» — шесть хоров на стихи А. Пушкина из его романа в стихах, «Казнь Пугачева» — поэма для хора a capрella на слова из «Истории Пугачева» А. Пушкина. Сквозь все эти произведения проходит тема русских колоколов.

     Созданный в 1985 г. балет «Дама с собачкой» по одноименному рассказу А. Чехова был написан к 60-летию его жены — М. Плисецкой. Либретто Р. Щедрин написал совместно с В. Левенталем. Чистая лирика чеховского сюжета была реализована как одноактный балет, состоящий из пяти развернутых танцевальных дуэтов.

     Из повести Н. Лескова «Запечатленный ангел» получилось выдающееся хоровое произведение русской духовной музыки. Это своего рода энциклопедия русского хорового письма. Она включает народную подголосочность, соло мальчика-дисканта, эффект «храмового эха» и имитацию колокольного звона.

    От первоисточника Щедрин взял отдельные элементы: название, текст для номера №1 («Ангел Господень»), образ свирелиста, сюжетный «круговорот очищения». Иногда (по желанию дирижера) во время исполнения «Запечатленного ангела» делаются вставки текста из Лескова.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".