Опера "Каменный гость" в оценке В.В. Стасова

 

 

Опера "Каменный гость" в оценке В.В. Стасова

 Эскиз костюма к опере "Каменный гость"

 С.Перминов (Дон Гуан), опера "Каменный Гость"

     Самым великим созданием Даргомыжского, его «лебединой песнью» считал Стасов оперу «Каменный гость».

      «Это создание громадно-гениально и не имеет себе ни равного, ни подобного во всей музыке». 

     Он писал, что последняя опера Даргомыжского открыла новую страницу в истории мирового оперного искусства, ибо композитор, внимательно прислушиваясь к русской разговорной речи, создал реалистический речитатив, по совершенству почти не имеющий равных в истории всей музыки.

     Даргомыжский проводил здесь принцип полного соответствия между словом и музыкой, совершенно отбрасывая прежние оперные приемы с ариями, квартетами и т. д.; он писал свою оперу на текст Пушкина, почти сплошь так называемым мелодическим речитативом, удивительно выразительным и правдивым.  

     Даргомыжский работал над оперой очень быстро, несмотря на сильнейшие приступы болезни. Он писал ее буквально на смертном одре, среди мучительных припадков удушья. «Несмотря на тяжкое мое состояние, — писал композитор своей ученице Л. И. Кармалиной, — я затянул лебединую песню... Вы поймете, что это за труд, когда узнаете, что я пишу музыку на текст Пушкина, не изменяя и не прибавляя ни одного слова.   Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признаёт во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен низводить музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды».

     И он осуществил свою новую мысль, писал Стасов, «с силою неслыханною и невиданною в Европе, с силою истинно гениальною».

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".