Пуленк

 

 

Пуленк Франсис (1899-1963)

 

"Франсис Пуленк - это сама музыка,  я не знаю другой музыки, которая действовала бы столь непосредственно, была бы столь просто выражена и достигла бы цели с такой же безошибочностью" 

Д. Мийо

 

 

     Франсис Пуленк родился 7 января 1899 г. в Париже. Его отец, происходивший из Авейрона, был крупным промышленником, мать - коренная парижанка. Именно она - пианистка-любительница - познакомила сына с произведениями величайших композиторов мира, став его первой учительницей музыки.

     В дальнейшем, уже будучи студентом, Пуленк не редко использовал отведенное для основных занятий время для совершенствования игры на фортепьяно и уроков композиции (его учителем по фортепьяно был Р. Виньес, а по композиции - Ш. Кеклен).

     Первый успех к Пуленку пришел в 1917 г. после исполнения «Негритянская рапсодия» для баритона и инструментального ансамбля . Всед за этим произведением на свет появились вокальные циклы «Бестиарий» на стихи Г. Аполлинера, «Кокарды» на стихи Ж. Кокто .

     Вскоре его педагог по фортепьяно Р. Виньес познакомил Пуленка с Э. Сати, Ж. Ориком и А. Онеггером. Антиромантичное настроение Франсиса совпало с позицией его новых друзей и в начале 1920-х гг. он стал членом знаменитой французской "Шестерки".

     В 1930-е гг. композитор перешел на новую ступень в развитии своего творчества. Он по-прежнему много писал в вокальном жанре, а в связи со смертью друга создал первое религиозно-мистическое произведение - «Литании к Черной Рокамадурской богоматери» .

     Во время Второй мировой войны, когда немецкие войска окуппировали Париж, Франсис Пуленк стал членом Сопротивления. В 1943 г. он написал патриотическую кантату для двойного хора без сопровождения «Лик человеческий» на стихи П. Элюара . Тогда же она была тайно напечатана.

     Другим ярким сочинением военных лет стала буффонная опера «Груди Тирезия», созданая на основе одноименного произведения Г. Аполлинера (1944 г.).

     В послевоенный период Пуленк написал трагедийную оперу «Диалоги кармелиток» (по Ж. Бернаносу, 1956 г.) и лирико-психологическую монооперу «Человеческий голос» (по Ж. Кокто, 1958 г.) - по сей день одно из самых популярных его произведений.

    Кроме того, Пуленк был первоклассным аккомпаниатором при исполнении собственных вокальных сочинений. Он много концертировал, как по Франции, так и за рубежом.

     Умер Пуленк в Париже 30 января 1963 г.

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Груди Тирезия" (Les mamelles de Tirйsias, опера-буффа, 1944 г.), "Диалоги кармелиток" (Dialogues des carmйlites, 1953-1956 гг.), "Человеческий голос" (La voix humaine, лирическая трагедия в одном акте, 1958 г.)

 

Балеты: "Лани" (Les biches, балет с пением, 1923 г.), "Утренняя серенада" (Aubade, хореографический концерт для фортепиано и 18 инструментов, 1929 г.), "Примерные животные" (Les animaux modиles, по Ж. Лафонтену, 1941 г.)


 

Произведения для солистов, хора и оркестра: кантата Засуха (Scheresses, на стихи Э. Джеймса, 1937 г.), Stabat Mater (1950 г.), Gloria (1959 г.), Sept Rоpons des tоnоbres (для сопрано (детский голос), детского и мужских хоров, 1961 г.)

 

Произведения для оркестра: симфониетта (1947 г.), сюиты и др.

 

Концерты с оркестром: "Сельский концерт для клавесина" (Concert champкtre, с малым оркестром, 1928 г., посвящен В. Ландовской), для органа, струного оркестра и литавр (1938 г.), для 2 фортепиано (1932 г.), для фортепиано (1949 г.)

 

Произведения для фортепиано: Непрерывные движения (Trois mouvements perpйtuels, 1918 г.), 5 интермеццо (1920-1921 гг.), "Прогулки" (Promenades, 1924 г.), французская сюита (Suite franзaise, 1935 г.; использованы темы из сборника танцев композитора XVI в. К. Жервеза), 8 ноктюрнов (1929-1938 гг.), 15 импровизаций (1932-1959 гг.) и др.

 

Камерные инструментальные ансамбли

 

Хоры с инструментальным сопровождением: "Литании к Чёрной Богоматери" (Litanies а la Vierge noire, для женского или детского хора и органа или струного оркестра, 1936 г.)

 

Хоры a cappella7 хоров на стихи Г. Аполлинера и П. Элюара (1936 г.), Месса G-dur (1937 г.), кантата "Лик человеческий" (Figure humaine, на стихи Элюара, для двойного смешанного хора, 1943 г.), 8 французских песен на старинные народные тексты (Huit chansons franзaises, 1945 г.)

 

Произведения для голоса с оркестром: "Светская кантата Бал-маскарад" (Le bal masquй, на текст M. Жакоба, для баритона или меццо-сопрано и камерного оркестра, 1932 г.), "Крестьянские песни" (Chancons villageoises, на стихи М.Фомбёра, 1942 г.)

 

Произведения для голоса с инструментальным ансамблем: "Негритянская рапсодия" (Rhapsodie nиgre, для баритона, 1917 г.), "Бестиарий" (6 песен на стихи Аполлинера, 1919 г.), "Кокарды" (3 песни на стихи Ж. Кокто, для тенора, 1919 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: романсы на стихи Элюара, Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Жакоба, Л. Арагона, Р. Десноса; музыка для драматического театра, кино и др.

 

Этапы творческого пути:

7 января 1899 г.

Родился в Париже

1917 г. Первое исполнение "Негритянской рапсодии"
1918 г. Пьеса для фортепьяно "Вечные движения"
1923 г. Написание балета "Лани"

1924 -1925 гг.

Вокальный цикл "Стихи Ронсара" 

1937 г. Месса

1943 г.

Вокальный цикл "Галантные праздненства"

1944 г.

Опера "Груди Тирезия"

1957 г.

Опера "Диалоги кармелиток"

1959 г.

Моноопера "Человеческий голос"

30 января 1963 г.

Скончался

 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
      

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".