Пуччини

 

 

Пуччини Джакомо (1858-1924)

 

"Бог дотронулся до меня мизинцем и сказал:

 "Пиши для театра и только для театра" 

 

Джакомо Пуччини  

 

     Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 г. в городе Лукка провинции Тоскана на севере Италии в семье музыкантов. Прадед Джакомо, живший в той же Лукке в середине XVIII в., был известным   композитором и дирижером кафедрального хора. С тех пор все Пуччини - подобно Бахам - из поколения в поколение передавали по наследству профессию композитора. Микеле Пуччини, отец мальчика, помимо того, что сам написал несколько опер, основал также в Лукке музыкальную школу. Но этот одаренный музыкант   скончался довольно рано, и его вдова Альбина осталась без средств к существованию с шестью маленькими детьми на руках.

     Между тем, по семейной традиции именно старший сын, а им как раз оказался Джакомо,   должен был получить серьезное музыкальное образование. Для бедной вдовы, не имевшей никаких доходов, кроме грошовой пенсии, изыскать средства для оплаты учебы было делом почти невозможным. Но Альбина проявила удивительную настойчивость и сделала невозможное возможным.

     Конечно, в маленькой Лукке можно было освоить лишь азы исполнительского мастерства. Юный Джакомо пел в церковном хоре и с десятилетнего возраста зарабатывал игрой на органе в церкви ордена бенедиктинцев. Искусство талантливого органиста привлекло внимание прихожан. Его стали приглашать для выступлений в другие храмы Лукки и даже в другие города. Джакомо начал брать уроки у заботливого и талантливого педагога - органиста Карло Анджелони. В стенах Луккского музыкального института имени Паччини юноша под руководством своего наставника познакомился с основами гармонии и инструментовки. Здесь же он создал свои первые произведения. Это были   религиозные хоры.

     В 1876 г. произошло событие, которое определило судьбу Пуччини. Он услышал постановку "Аиды" Верди. Опера произвела на него грандиозное впечатление. В тот вечер Джакомо твердо решил стать оперным композитором. Однако в Лукке реализовать это желание было, по понятным причинам, затруднительно.

     В возрасте двадцати двух лет Джакомо   получил диплом об окончании института имени Паччини. При содействии местного мецената мать выхлопотала ему королевскую стипендию для поступления в Миланскую консерваторию. Небольшую помесячную субсидию предоставили также родственники. Вскоре Джакомо был принят в самую известную консерваторию Италии, без труда сдав вступительные экзамены.

      В консерватории он проучился с 1880 по 1883 гг.   Его наставниками были такие крупные мастера, как композитор Амилькаре Понкьелли и скрипач-теоретик Антонио Баццини. Среди сокурсников Джакомо по консерватории оказался сын булочника Пьетро Масканьи. Довольно быстро Масканьи и Пуччини подружились. Они вместе веселились и делили тяготы студенческой жизни. Позднее, работая над оперой "Богема", Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей юности.

      Чуткий Понкьелли верно распознал характер дарования своего ученика. Еще в годы учения он не раз говорил Джакомо, что симфоническая музыка - не его стезя. Учитель призывал юношу работать, прежде всего, в оперном жанре, кстати, традиционном для итальянских композиторов. Пуччини и сам мечтал создать оперу. Но для написания оперы нужно было приобрести либретто, а оно стоило больших денег. На помощь пришел Понкьелли. Он привлек молодого поэта-либреттиста Фердинандо Фонтана. Тот не успел еще завоевать известности и потому не претендовал на высокие гонорары. В 1883 г., в год окончания консерватории, Пуччини приступил к написанию своей первой оперы "Виллисы".

       Этот год стал определяющим в жизни Пуччини. Он успешно закончил Миланскую консерваторию и впервые выступил в качестве автора оперы. Тридцать первого мая 1884 г. «Виллисы» были представлены на сцене миланского театра "Даль Верме". Оперный дебют двадцатипятилетнего Пуччини оказался успешным. В телеграмме, адресованной матери в Лукку, счастливый дебютант писал: "Театр полон, невиданный успех. Вызывали восемнадцать раз, финал первой картины трижды бисировали".

     Пожалуй, наиболее важным итогом первой крупной работы Пуччини стало начало его плодотворного сотрудничества с издателем Джулио Рикорди. Этот незаурядный человек обладал деловитостью предпринимателя и чутьем художника. Можно утверждать, что именно Рикорди одним из первых сумел "открыть" талант Пуччини, распознав своеобразие его музыкального дарования.

     Пять лет, прошедшие между премьерами "Виллисов" и "Эдгара", второй оперы Пуччини, оказались едва ли не самым тяжкими в жизни композитора. Он испытывал серьезные денежные затруднения, его постоянно преследовали безжалостные кредиторы. Он даже готов был эмигрировать из Италии в случае провала второй оперы. Страшным ударом для юноши стала и смерть матери, много сделавшей для него, но так и не дождавшейся настоящего триумфа любимого сына.

     Несмотря на то, что качество работ Фонтана было далеко от идеала, Пуччини вынужден был продолжить сотрудничество с этим либреттистом. После четырехлетней упорной работы над новой оперой Пуччини, наконец, дождался постановки на сцене миланского театра "Ла Скала".

     Премьера прошла 21 апреля 1889 г. без особого успеха. Критика осуждала слабое либретто, его напыщенность и сюжетную запутанность. Даже Рикорди, всегда горячо защищавший работы своего подопечного, вынужден был согласиться с этими упреками.

     Но Джакомо не сдался. Внимание композитора привлек сюжет "Флории Тоски" - пьесы популярного французского драматурга Викторьена Сарду. Побывав вскоре после премьеры "Эдгара" на спектакле "Тоски", он увлекся этой темой. Но идею создания оперы на основе пьесы пришлось отложить на целое десятилетие.

     Наконец, поиски темы для новой оперы увенчались успехом. Сюжет французского романа "Манон Леско" аббата Прево всерьез захватил творческое воображение композитора и послужил основой для его первого зрелого сочинения.

     Премьера оперы "Манон Леско" состоялась в 1893 г. и прошла с большим успехом. А уже следующая опера - "Богема", поставленная в Турине в 1896 г. - сделала Пуччини всемирно известным композитором. «Если этой оперой вы не попали в точку, маэстро, я сменю профессию и начну торговать салями», - задолго до премьеры сказал издатель Рикорди. И хотя критики отозвались о новом творении Пуччини негативно («Богема не оставит никакого следа в истории оперного театра. Автору этой оперы следует считать свое произведение ошибкой», писал критик Карло Берсезио), вскоре "Богема" была с успехом поставлена в крупнейших театрах мира.

     В 1900 г. музыкант представил публике свою другую оперу - "Тоска", осуществив, наконец, замысел, который вынашивал десять лет.

     Четыре года спустя на свет явилась "Мадам Баттерфляй". Однако премьера ее в 1904 г. в миланском театре "Ла Скала" была встречена публикой весьма прохладно, и Пуччини забрал партитуру на доработку. Через три месяца новая редакция была готова, и ее постановка с триумфом прошла на сцене театра "Гранде".

     В последующие годы композитор сочинял гораздо реже. Из опер последнего периода его творчества можно выделить "Девушку с Запада" (1910 г.), которую Пуччини считал самым сильным своим произведением.

     Умер Пуччини в 1924 г., оставив незавершенной последнюю оперу - "Турандот".

    

Кабинет Дж. Пуччини

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Виллисы" (Le villi, одноактная, 1883 г.; 2-я редакция, 1884 г.) , "Эдгар" (1885-1888 гг.; 2-я редакция, 1892 г.), "Манон Леско" (1890-1892 гг.), "Богема" (La boheme, 1893-1895 гг.), "Тоска" (1896-1899 гг.), "Мадам Баттерфлай" (Madame Butterfly, Госпожа Бабочка, 1901-1903 гг.; 2-я редакция, 1904 г.; в России - под названием "Чио-Чиo-сан", поставлена в 1908 г. силами студентов Петербургской консерватории; 1911, Оперный театр Зимина, Москва), "Девушка с Запада" (La fanciulla del West, 1907-1910 гг.), "Ласточка" (La rondine, 1914-1916 гг.), "Триптих" (Trittico: Плащ-Il tabarro, 1915-1916 гг.; "Сестра Анджелика" - Suor Angelica, 1916-1917 гг.; "Джанни Скикки", 1917-1918 гг.), "Турандот" (1921-1924 гг., закончена Ф. Альфано)

 

Кантаты: "Сыны прекрасной Италии" (I figli d'Italia bella, кантата-гимн, 1877 г.), кантата Юпитеру (cantata a Giove, 1897 г.)

 

Произведения для оркестра: Прелюдия (Preludio sinfonico, 1876 г.), Adagietto (1883 г.), Симфоническое каприччио (Capriccio sinfonico, 1883 г.), 2 марша (1896 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: трио (для 2 скрипок и фортепиано, прим. 1880 г.), струнный квартет (D-dur, 1880 г.), скерцо (a-moll, для струнного квартета, 1880-1883 гг.), фуга (для струнного квартета, 1883 г.), струнный квартет Хризантемы (Crisantemi, памяти А. ди Савойя, 1890 г.), 3 менуэта (для струнного квартета, 1890 г.); для хора и фортепиано - Гимн Риму (Inno а Rота, на cлова Ф. Сальватори, 1919 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 4 романса на cлова А. Гисланцони (Изящный ум - Spirito gentil. "Меланхолия" - Malanconia, "Когда я умру" - Allor ch'io saro morto, "Мы читаем" -  Noi legger; 1881-1882 гг.), "Маленькая история любви" (Storiella d'amore, cлова Пуччини, 1883 г.), "Солнце и любовь" (Sole е amore, cлова Пуччини, 1888 г.), "Сольфеджио" (Solfeggi, 1888 г.), "Птичка" (Е l'uccellino, cлова Р. Фуччини, 1898 г.), "Земля и море" (Terra е mare, 1902 г.), "Песня души" (Canto d'anima, 1907- ?), "Скажите ей" (Ditele, 1908 - ?), "Умереть" (Morire, cлова Дж. Адами, 1917 г.), "Вперёд, Урания!" (Avanti, Urania!, cлова Р. Фуччини)

 

Церковная музыка: мотет (1878 г.), Salve del ciel regina (для сопрано и гармониума, до 1880 г.), месса (Messa di Gloria, A-dur, 1880 г.)

 

Произведения для органа: фуги, прелюдии, и др.

 

Этапы творческого пути:

22 декабря 1858 г.

Родился в городе Лукка

1882 г. Участвовал в конкурсе одноактовых опер

1883 г.  

Окончил Миланскую консерваторию 

1884 г.  

Опера "Вилиссы"

1889 г. 

Опера "Эдгар"

1893 г.  

Опера «Манон Леско» 

1896 г.  

Всемирный триумф оперы «Богема»  

1900 г.  

Премьера оперы «Тоска»

1904 г.  

Премьера «Мадам Баттерфляй» 

1921 - 1924  гг.  

Работа над оперой  "Турандот"

1924 г.

Скончался

  

 

Лукка, Тоскана. Памятник Пуччини около дома,

где он родился

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

    

                                                                            

                                                                                  

 

 

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".