Композиторская деятельность Листа

 

 

Композиторская деятельность Листа

 

 Лист выступает перед членами австрийской императорской семьи в Вене

 Ф. Лист

     Лист в своей композиторской деятельности отдавал пальму первенства сольному фортепьяно. Наверное, самое популярное его произведение  – «Грезы любви» (Liebestraum), а среди грандиозного списка других сочинений для фортепьяно можно выделить 19 «Венгерских рапсодий», цикл из 12 «Трансцендентных этюдов» («Этюдов трансцендентного исполнения» – tudes d'ex cution transcendante) и три цикла небольших пьес под названием «Годы странствий» (Ann es de p lerinage). 

Некоторые из «Венгерских рапсодий» позже были оркестрованы. Листу принадлежат также более 60 песен и романсов для голоса с фортепьяно и несколько органных сочинений, включая фантазию и фугу на тему Баха.

     Большая часть фортепьянного наследия композитора – транскрипции и парафразы музыки других авторов. Поводом к их созданию послужило желание Листа популяризировать в своих концертах великие оркестровые сочинения мастеров прошлого или новую музыку непризнанных композиторов-современников. 

     Среди транскрипций Листа – фортепьянные переложения симфоний Бетховена и фрагментов из произведений Баха, Беллини, Берлиоза, Вагнера, Верди, Глинки, Гуно, Мейербера, Мендельсона, Моцарта, Паганини, Россини, Сен-Санса, Шопена, Шуберта, Шумана и других.

 

     Лист стал создателем жанра одночастной полупрограммной симфонической формы, которую он назвал симфонической поэмой. Этот жанр был призван выражать внемузыкальные идеи или пересказывать музыкальными средствами произведения литературы и изобразительных искусств. Единство композиции достигалось введением лейтмотивов или лейттем, проходящих через всю поэму.

     Среди оркестровых произведений Листа (или пьес с участием оркестра) наиболее интересны симфонические поэмы, в особенности «Прелюды» (Les Pr ludes, 1854 г.), «Орфей» (Orpheus, 1854 г.) и «Идеалы» (Die Ideale, 1857 г.). 

     Для разных составов с участием солистов, хора и оркестра Лист сочинил несколько месс, псалмы и ораторию «Легенда о святой Елизавете» (Legende von der heiligen Elisabeth, 1861 г.). Кроме того, можно упомянуть «Фауст-симфонию» с хоровым финалом (1857 г.) и «Симфонию к Божественной комедии Данте» с женским хором в конце (1867 г.). Оба произведения в значительной степени опираются на принципы симфонических поэм.  До сих пор исполняются листовские фортепьянные концерты – ля мажор (1839 г., редакции 1849 г., 1853 г.,1857 г., 1861 г.) ми-бемоль мажор (1849 г., редакции 1853 г., 1856 г.).

     Единственная опера Листа – одноактная «Дон Санчо» (Don Sanche) – была, написана, когда композитору было всего четырнадцать (тогда же и поставлена, выдержав пять спектаклей). Партитура оперы, долгое время считавшаяся утерянной, была обнаружена в 1903 г.

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".