Великие современники (А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)

 

 

Великие современники
(А.Н. Островский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов)

    В Москве, куда Чайковский переехал, поступив на работу в Московскую консерваторию, он сразу вошел в круг передовой московской интеллигенции, тесно общался с актерами знаменитого Малого театра, познакомился с Л.Н.Толстым, А.Н. Островским, В.В. Стасовым.

     Знакомство с Толстым, которого композитор считал «самым глубоким и сильным гением из всех когда-либо бывших писателей» оставило след в душе композитора на всю жизнь. Толстой в свою очередь был потрясен музыкой 2-й части Первого квартета Чайковского на вечере, устроенном в его честь в Московской консерватории. Вскоре Толстой написал Чайковскому: «Я никогда не получал такой дорогой для меня награды за мои литературные труды, как в этот чудный вечер». После той памятной встречи Толстой и Чайковский неоднократно встречались и беседовали об искусстве (известно, что как раз в это время Лев Николаевич готовился к написанию трактата «Что такое искусство?»). Композитор пристально следил за творчеством писателя, хотя принимал его не абсолютно.

     С другим современником — драматургом А.Н. Островским — у Чайковского установились не только дружеские, но и творческие отношения. Знаменитый драматург стал либреттистом первой оперы молодого Чайковского «Воевода». Именно Островский дал Чайковскому первые уроки драматургии, которые сильно пригодятся тому впоследствии во время работы над либретто его опер.

     В творчестве Чайковского по-новому раскрываются произведения русской и мировой литературы - в его музыке есть глубокие связи с творчеством Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.

     Уже в конце жизни (14 декабря 1888 г.) Чайковский познакомился с Антоном Павловичем Чеховым. Без этих двух имен невозможно представить себе русскую культуру 80–90-х гг. XIX в., как невозможно представить его первую половину без Пушкина и Глинки. Знакомство их состоялось у Модеста Ильича Чайковского на Фонтанке 24, куда Чехов был приглашен к завтраку. После этого писатель и музыкант встречались лишь единожды — в Москве — и обменялись тремя письмами.  Продолжению знакомства помешала внезапная смерть композитора.

     Чехов хотел написать для Чайковского либретто на сюжет лермонтовской «Бэлы» — увы, их творческому сотрудничеству не суждено было свершиться.

     «Он хороший человек», — писал Антон Павлович после знакомства, — «и совсем не похож на полубога». Писатель посвятил Чайковскому свой сборник рассказов «Хмурые люди», а в его письме к Модесту Ильичу есть такие слова: «Я готов день и ночь стоять почетным караулом у крыльца того дома, где живет Петр Ильич, — до такой степени я уважаю его»...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".