Точных сведений о дате рождения Орландо Лассо нет, но известно, что на свет композитор появился где-то около 1532 г. Произошло это в бельгийском городе Монсе.
Орландо - обладатель прекрасного голоса - в детстве пел в церковном хоре Монса. Да пел якобы так проникновенно, что вице-король Сицилии Фернандо Гонзага увез маленького певца против воли его родителей в Италию. Впрочем, это только домыслы биографов, не имеющие документального подтверждения.
К сожалению, в летописи жизни Орландо Лассо много белых пятен, которые прикрыты гипотизами и версиями.
Так, существует предположение, что Лассо действительно на какое-то время покинул Монс, после чего жил в Неаполе (в доме неизвестного мецената), а затем в Риме - руководил хором в церкви Сан Джованни ин Латерано.
За последующие несколько лет Лассо побывал в Монсе, посетил Францию и Англию. Есть сведения, что в этот период (прим. в 1555 г.) в Антверпене были напечатаны первые его мотены и мадригалы. Тогда же композитор получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене.
Лассо появился в Мюнхене в 1556 или в 1557 гг., а вскоре получил должность придворного капельмейстера. В этом городе Орландо Лассо прожил до самой смерти.
Жизнь его здесь сложилась довольно счастливо: он удачно женился на дочери одной придворной дамы, а покровительство герцога давало ему возможность целиком посвятить себя сочинению и изданию своих произведений.
К двадцати пяти годам слава Орландо Лассо по всей Европе была настолько велика, что он неоднократно получал заманчивые предложения от различных европейских дворов. Однако пожизненный контракт с герцогом Баварским не позволил композитору воспользоваться этими предложениями.
Когда музыкант в результате продолжительной меланхолии заболел, герцог освободил его от обязанностей, дав высокую пенсию.
Лассо умер 14 июня 1594 года и похоронен на мюнхенском францисканском кладбище.
Музыкальное наследие:
Творческое наследие Лассо включает полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов, и других литургических произведений, полторы сотни мандригалов, сотни французских шансон, немецких песен (lieber ), вилланел, мореск (буквально мавританская – музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров- рабов в Неаполе) и других мелких пьес |