Кабалевский Д. Б.

 

 

Кабалевский Дмитрий Борисович

 (1904–1987)

 

 

     «Почему гениальное бесконечно живет? Почему модное быстро исчезает? Чем больше их исполняют, тем скорее доходят «до дна», и они надоедают.

     Повторные слушания нужны тогда, когда дно глубоко и с каждым разом становится глубже наше восприятие. Чем гениальнее музыка, тем глубже дно (практически неисчерпаемо) — поэтому вечно; чем беднее музыка — тем скорее приедается и исчезает (однодневки). ОКЕАН и лужи.

    Боятся океана, а в лужах плещутся охотно — безопасно и весело...»

Д. Кабалевский.

 

 

 

       Д.Б.Кабалевский родился 30 декабря ( 17 декабря по ст. стилю) 1904 г. в Петербурге. Его дед по отцовской линии – военный инженер Клавдий Егорович Кабалевский – был строителем и первым начальником Луганского патронного завода, получил за свои заслуги личное дворянство и вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта. Отец Дмитрия Борисовича – Борис Клавдиевич – окончил в 1900 году физико-математический факультет Петербургского Университета и работал в Управлении Государственных Сберегательных Касс. Мать – Надежда Александровна (урожденная Новицкая) окончила Царскосельскую женскую гимназию и имела диплом домашнего учителя, что безусловно сказалось на воспитании ею своих собственных детей. Кроме Димы или, как его называли родные – Мити ) у Бориса Клавдиевича и Надежды Александровны была еще дочь Лена 1903 года рождения. Впоследствии Лена также проявила большие музыкальные способности, но профессиональным музыкантом не стала.
      Предполагаемый день крещения новорожденного Мити пришелся на 9 января 1905 года, печально известное как «кровавое воскресенье». Так как в городе стреляли, мальчика крестили не в церкви, а дома. Однако, как потом напишет сам Дмитрий Борисович, «день для крещения был неподходящим», - композитор вырос атеистом.
В 1911 г. родители отдали сына в Петербургское Городское начальное училище, а по его окончании – в 1 Петербургскую гимназию. Уровень преподавания в гимназии был высоким, а дисциплина непререкаемой, учиться было тяжело, но именно тогда в сознании маленького Мити были заложены основы понимания необходимости доводить каждое начатое дело до конца. В своих «Воспоминаниях» много лет спустя Д.Б.Кабалевский напишет о том, что судьба подарила ему в те годы двух замечательных учителей. Первой была учительница Городского училища Лидия Александровна Орлова. В архиве композитора сохранилось подписанное ею Свидетельство № 1306, выданное 30 мая 1915 года, но кроме перечисленных в нем закона божьего, арифметики, пения, рисования и рукоделия Лидия Александровна учила детей главному – «большой науке дружбы».
      Вторым был Алексей Василькович Миртов – классный наставник и преподаватель русского языка в 1 Петербургской гимназии. Стараясь привить своим ученикам любовь к русскому языку, Алексей Василькович организовал издание журнала «Стихи и проза», в котором, будучи учеником второго класса, Митя Кабалевский не только был членом редколлегии, но и опубликовал свое стихотворение и рассказ. Как не однажды утверждал потом сам композитор, интерес и любовь к творчеству ( в частности, литературному ), зародил в нем именно Алексей Василькович.
Самое трогательное в этих историях то, что много лет спустя, начав вести беседы о музыке по радио, Дмитрий Борисович получил письма и от Л.А.Орловой, и от А.В.Миртова. К сожалению, их переписка длилась совсем недолго…
 

 

Музыка в семье Кабалевских звучала всегда. Борис Клавдиевич пел русские и украинские народные песни, аккомпанируя себе на гитаре, Надежда Александровна играла на фортепиано и увлекалась театром. Либреттист Римского-Корсакова Бельский был сослуживцем Бориса Клавдиевича и часто бывал в его доме. Митю игре на рояле начали учить 8 лет. Но преподавательница – это была сестра его матери Вера Александровна – запрещала мальчику импровизировать и подбирать по слуху. И для того, чтобы избавиться от ненавистных гамм и этюдов, однажды при гостях вместо торжественно объявленной пьесы Бурхмюллера Митя как только мог громко и быстро сыграл подобранный по слуху только входивший в моду «Матчиш». Занятия музыкой были прекращены, но это была пиррова победа – годы спустя, с блеском окончив Московскую Консерваторию сразу по двум специальностям - как композитор и как пианист – Кабалевский не раз говорил, что достичь должного уровня пианизма ему помешали упущенные годы. К профессиональным занятиям музыкой он вернулся лишь в 14 лет.
     В 1914 году началась 1 Мировая Война. Семьи Кабалевских она коснулась самым непосредственным образом – в 1915 году погиб на фронте единственный брат Бориса Клавдиевича Виктор, мать Мити и Лены пошла работать в госпиталь, а около станции Сиверская, где Кабалевские жили летом, стояла Дикая Дивизия.

 

После Февральской революции учеба в гимназии фактически прекратилась. В городе начались перебои с продуктами, жалованья Бориса Клавдиевича перестало хватать на жизнь; Митя начинает подрабатывать почтальоном, продавцом купонов облигации государственных займов, рисует плакаты. Летом 1918 года столица из Петрограда была переведена в Москву; вместе с другими правительственными учреждениями в Москву было переведено и Управление сберегательными кассами. Туда же переехала и семья Кабалевских.
Первое время они жили на Донской улице, потом получили квартиру на Проточном переулке. Дети были отданы в школу №35 второй ступени; Митя пошел в 4 класс, но жить становилось все труднее и труднее, и он по-прежнему вынужден был подрабатывать – теперь уже делопроизводителем в квартальном управлении ( Москва того времени делилась на кварталы ). Но именно с осени 1919 года будущий композитор начал брать уроки музыки и вскоре поступил в Государственную музыкальную школу №3 в класс ее директора В.А. Селиванова. Вскоре школа стала 5 Техникумом, а потом – Музыкальным Техникумом им. А.Н.Скрябина ). По иронии судьбы, на вступительных экзаменах Митя играл все того же Бурхмюллера. Но теперь это не помешало ему за 7 лет учебы пройти полный курс музыкальной школы и техникума. Более того – по окончании школы в 1921 году он был зачислен в техникум сразу на 2 курс. Параллельно с учебой продолжал работать, но теперь уже в области музыки: в разные годы он был управделами техникума, заведовал учебной частью и руководил производственной практикой, вел класс специального фортепиано и играл в кинотеатре на сеансах немого тогда еще кино. Правда, последнее длилось недолго; по воспоминаниям самого Кабалевского, на сеансах комедий он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен. Позже, с 1925 года, после смерти Г.Л.Катуара, уже будучи студентом Консерватории, Кабалевский вел в техникуме класс музыкальной формы для композиторов и теоретиков.
     Композиторско-теоретическое отделение в скрябинском техникуме было открыто в 1923 году после того, как Кабалевский принес Селиванову свои первые сочинения, - от романсов на стихи Бальмонта до одночастного фортепианного концерта. Для преподавания на этом отделении были приглашены профессора из Консерватории – Г.Катуар ( сочинение ), С.Василенко ( инструментовка ) и Ал.Александров ( гармония и полифония ). Почти полгода Кабалевский был единственным студентом нового отделения и лишь потом появилось еще несколько человек.
К этому же времени относится и начало работы с детьми – студент Кабалевский вел занятия в музыкальной школе при техникуме. И именно тогда он впервые столкнулся с почти полным отсутствием детского педагогического репертуара и начал сочинять для своих учеников ( иногда прямо в классе ) несложные, но интересные для исполнения и одновременно познавательные с музыкальной точки зрения пьески. Фактически это и было началом его музыкально-педагогической деятельности, длившейся всю жизнь.
     Три года – с 1922 по 1925 – по выражению самого Кабалевского «определили все дальнейшее течение его жизни». Музыка превратилась в смысл его существования. В 1925 году он поступает в Московскую Государственную Консерваторию по двум специальностям одновременно - в класс А.Б.Гольденвейзера по фортепиано и в класс Г.Л.Катуара по композиции сразу на второй курс.
      Студенческие годы были такими же бурными, как и сама жизнь вокруг.Кабалевский быстро обретает друзей – Б.Хайкин, Л.Оборин, В Фере, В.Шебалин, Л.Книппер, участники Квартета имени Консерватории ( позже – Квартет им. Бетховена ) В. И С. Ширинские, В.Борисовский и Д.Цыганов, чуть позже – М.Коваль, А.Хачатурян, Д.Шостакович, М Раухвергер, В.Мурадели, З.Левина и многие, многие другие. Все они не только учатся, но и активно участвуют в общественной жизни - например, организуют весьма популярные в то время капустники. В профессиональном плане это были годы противостояния нескольких музыкальных группировок – АСМ ( Ассоциация Современной Музыки ), РАПМ ( Российская Ассоциация Пролетарских Музыкантов ) и ПРОКОЛЛ ( Производственный Коллектив студентов научно-композиторского факультета Московской Консерватории ).Официально ПРОКОЛЛ возник в 1925 году. Его члены ставили своей задачей сочинение музыки, достаточно простой и понятной народным массам, поэтому основной акцент делался на создание массовых произведений и оказание помощи художественной самодеятельности. Хотя первое опубликованное произведение Кабалевского – «Поэма борьбы « появилось в журнале «Современная музыка», считавшемся печатным органом АСМ, дальнейшее его творчество было более органично связано с Проколом, т.е. развивалось в тесной связи и на основе традиций отечественной музыкальной классики. Конец противостоянию АСМ, РАПМ и ПРОКОЛЛ положило создание в 1932 году Союза Советских Композиторов.
     В 1925 году, после смерти Г.Л.Катуара, Кабалавский переходит в класс композиции Н.Я.Мясковского, который со временем из учителя превратился в мудрого друга. Далеко не случайно, что написанный в 1943 году цикл из 24 прелюдий для фортепиано ор. 38 автор посвятит именно Мясковскому; это посвящение вообще было первым в его творчестве. По настоянию Николая Яковлевича они даже перешли на « ты », что, впрочем, далось Кабалевскому с большим трудом, - слишком велико было его уважение к учителю. Кстати, именно от Мясковского он перенял правило подавать в прихожей пальто всем своим ученикам, затушевывая тем самым, что они стоят лишь в самом начале той «лестницы», на вершине которой он уже находился сам.
     Несмотря на то, что Н.Я.Мясковский как мог бережно относился к индивидуальности каждого из своих учеников и к Кабалевскому в том числе, он несомненно оказывал на них влияние как крупный симфонист, увлекая созданием произведений крупной формы. Кабалевский сочиняет 3 прелюдии ( 1925 г. ), первую фортепианную сонату ( 1927 г.), первый струнный Квартет и первый фортепианный Концерт ( 1929 г. ). Однако в студенческие годы он все-таки больше пишет музыку камерную и вокальную, в основном романсы. Зачастую они имели посвящение сестре композитора - Елене Борисовне Кабалевской. Она же становилась и первой их исполнительницей, тем более, что, обладая прекрасным голосом, она в 1928 году поступила на Специальные Курсы сольного пения в Музыкальный техникум им. А.К.Глазунова. К сожалению, неумелый педагог сорвала ей голос. Тем не менее в 1931 году Елена Борисовна сумела закончить техникум с квалификацией «солистка камерного пения» и не раз выступала вместе с братом . С первым струнным Квартетом и первым фортепианным Концертом в собственном исполнении Кабалевский заканчивал Консерваторию как композитор. С премьерой первого сочинения связана довольно известная история о том, как кода его было сочинена автором во сне за три дня до уже объявленного концерта. Однако Кабалевский заканчивает Консерваторию с занесением имени на мраморную доску отличия. Через год – в 1930 году – он заканчивает Консерваторию и как пианист. Начинается, по его собственному выражению, « самостоятельная творческая жизнь».
      Некоторое время он еще выступает как пианист, например, в декабре 1931 года в симфоническом концерте, прошедшем в Большом театре. Но не свои произведения он перестал исполнять после неудачного выступления с Третьей сонатой Скрябина в концерте, посвященном памяти композитора. Будучи самым молодым и неопытным участником, Кабалевский от волнения забыл разработку последней части, и от провала его спасло только профессиональное умение импровизировать. Свои же собственные произведения композитор исполнял на протяжении всей своей жизни. Более того – довольно скоро он освоил дирижирование и много лет, пока позволяло здоровье, дирижировал своими произведениями.

 

 30-е годы – это безусловно время мужания и всестороннего утверждения Кабалевского-композитора. В его личной жизни происходят два важных события – женитьба и рождение сына Юрия. Из-под пера Кабалевского появляются все новые и новые сочинения; к примеру, произведения крупной формы, такие как 1 Симфония, посвященная 15-летию Великой Октябрьской революции, «Поэма борьбы» для симфонического оркестра, 2 и 3 Симфонии ( последняя – вокально-симфонический Реквием, посвященный памяти В.И.Ленина ), 2 фортепианный Концерт. Параллельно крупной форме композитор не перестает писать для детей. Пока что это в большинстве своем песни – на слова В.Катаева, А.Барто, А.Пришельця, О.Высотской. В эти же годы он начинает писать музыку для театра и кино. Символично, что первым театром, в котором начал работать Кабалевский, был детский театр под руководством Н.Сац. Правда, первый раз он там появился в качестве аккомпаниатора, еще будучи студентом последнего курса Консерватории, на летние месяцы заменив заболевшего аккомпаниатора штатного. Но это оказалось лишь началом многолетней творческой и человеческой дружбы Дмитрия Борисовича и Наталии Ильиничны. В 1938 году композитор пишет музыку к спектаклю «Изобретатель и комедиант» по пьесе М.Даниэля, посвященной изобретателю книгопечатания Иоанну Гуттенбергу. Из этой музыки впоследствии была составлена сюита симфоническая «Комедианты», очень быстро превратившаяся в самостоятельное произведение. А спустя 30 лет в этом же театре состоялась московская премьера оперы «Сестры».
      Детским театром круг профессиональных интересов Кабалевского не ограничивался. Н сотрудничает с Театром сатиры («Чертов мост», А.Толстого, 1939 г.), Театром им.Вахтангова ( «Дорога цветов» В.Катаева, 1934 г., «Мера за меру» В. Шекспира. 1940 г., «Ромео и Джульетта» В.Шекспира, 1955 г.), театром им. Ленсовета («Севильский цирюльник» П.Бомарше, 1940 г.), Центральным Театром Советской Армии (Мстислав Удалой» И.Прута, 1932 г. , «Шутники» А.Островского, 1933 г., «Гибель эскадры» А.Корнейчука, 1934 г., «Восточный батальон» бр. Тур, 1935 г.), МХАТом ( «Школа злословия» Р.Шеридана, 1940 г.), Камерным театром («Мадам Бовари» Г.Флобера, 1939 г.). Вершиной же театрального творчества Кабалевского в предвоенные годы бесспорно стало написание оперы «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси») по одноименной повести Р.Роллана. Действие оперы происходит в 17 веке, но по словам самого автора, основная его тема – тема конфликта художника и его хозяина, была особенно актуальна в годы начала 1 Мировой войны, когда фашизм начал уничтожать культуру всего мира. Премьера прошла в Малеготе и имела большой успех, дирижировал Б.Хайкин. Год спустя тем же составом был дан спектакль в Москве. Но Роллан в своих письмах к Кабалевскому в деликатной форме писал о том, что музыка ему нравится больше либретто, написанного В.Брагиным. И композитор не разрешил другим театрам ставить оперу, ноты не были изданы. Он вернулся к «Кола» через 30 лет, практически заново переписав либретто и сделав новую музыкальную редакцию. Вторая премьере состоялась в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Это бело уже совсем другое произведение, написанное человеком с совсем другим жизненным опытом, пережившим войну, потерявшим родителей, прошедшим развод и вторично женившийся. В 1950 г. в семье Кабалевского родилась дочь Маша. Композитор, теперь уже совершенно зрелый человек и музыкант, абсолютно по-другому ( по сравнению с 1 редакцией ) решил вторую по значению сюжетную линию оперы – линию любви Кола к Селине-Ласочке он плакал, когда писал сцену ее смерти....Более явно прослеживались параллели между Кола и крестьянами, не покорившимися самодуру-герцогу, и народами Европы ( в первую очередь – советским народом ), не покорившимися гитлеровской Германии. Присуждение Кабалевскому Ленинской премии за оперу «Кола Брюньон» было абсолютно логичным.

 

 Кроме театральной музыки, с 30-х годов Кабалевский начинает писать музыку в кино. На экраны выходят фильмы «Петербургская ночь» по Ф.Достоевскому, 1933 г., «Щорс» 1937 г., «Аэроград», 1935 г., Антон Иванович сердится» 1940 г. В фильме «Петербургская ночь» режиссеры Г.Рошаль и В.Строева хотели показать обманчивость кажущейся прозрачности и романтичности петербургских белых ночей, погубивших главного героя – крепостного скрипача Егора Ефимова. По сути это был фильм о музыканте, поэтому музыке в нем отводилось первое место. Для фильма Кабалевский сочинил 3 импровизации, которые за кадром озвучил Д.Ойстрах. Он же учил артиста МХАТ Б.Добронравова, игравшего Ефимова, правильно ( или по меньшей мере максимально достоверно ) держать в руках скрипку и смычок. Музыка, характеризовавшая канала ночного Петербурга, исполнялась на хрустальных бокалах, а песнь-плач матери Егора – на обыкновенной пиле. Совсем иным был фильм «Антон Иванович сердится». По жанру он оказался близок оперетте, но самое главное – в этом фильме Кабалевский впервые языком музыки заговорил о том, что такое серьезная и легкая музыка, наглядно продемонстрировав, что любая музыка в первую очередь должна быть содержательной.
Кстати, написанная в 1957 г. единственная оперетта «Весна поет», по откровенному признанию самого либреттиста Ц.Солодаря, не имела большого успеха не из-за музыки, а из-за слабого либретто.

 

   Такая разносторонняя и плодотворная работа не мешает Кабалевскому вести активную научную и общественную деятельность. Достаточно сказать, что в 1935 году он получил ученую степень кандидата искусствоведения по совокупности опубликованных работ ( то же самое произошло впоследствии и с докторской степенью ), в 1939 году стал профессором Московской Консерватории, в 1940 – бал назначен главным редактором журнала «Советская музыка» и в том же году вступает в партию. Тогда же композитор начинает работу над балетом «Золотые колосья», предназначавшейся для исполнения на открытии декады белорусского искусства в Москве. Но летом 1940 года началась война и во время одной из бомбежек партитура погибла. Восстанавливать автор ее не стал.

 

 После 22 июня 1941 года в жизни Д.Б.Кабалевского, как, впрочем, и большинства советских людей, начинается совсем другой период.
     Первые военные песни композитор пишет уже день после начала войны; это»Народную землю нашу враг напал» и «По суровым морям». Военная тема становится главной в его творчестве, но даже в эти суровые годы он не забывает о детях. Уже через месяц появляется песня на слова С.Маршака «Четверка дружная ребят», вслед за ней – «Сын героя», «Новый школьный год», чуть позже – произведение в жанре политической сатиры «Кличет Гитлер Риббентропа» (любопытно, что музыка была написана к стихам, написанным С.Маршаком как иллюстрация к плакату, нарисованному художниками Кукрыниксами ). Затем появляются фортепианный цикл «24 легкие пьесы» ор.39, Легкие вариации ор.40, 7 веселых песен на стихи Маршака ор.41, 4 песни-шутки ор.42.
     Осенью 1941 года члены Союза композиторов и их семьи были эвакуированы в Свердловск. По поручению обкома ВЛКСМ организует и проводит концерты и беседы о музыке. Однако вскоре возвращается в Москву и уже зимой 1942 года вместе с И.Дзержинским и В.Белым едет на Юго-Западный фронт в расположение 1 Гвардейской мотострелковой дивизии Руссиянова с заданием Главного политуправления армии написать фронтовые песни. Уже на фронте он знакомится с фронтовым корреспондентом Е.Долматовским. Вместе они побывали на передовой, своими глазами видели фашистов, видели только что отбитые у них деревни ( точнее – то, что от этих деревень осталось), видели расстрел предателя и участвовали в допросе пленных, побывали в партизанском отряде. Тогда же были сделаны наброски сюиты «Народные мстители» и родился замысел оперы «В огне». В том же 1942 году Кабалевский вместе с либреттистом С.Цениным пишет оперу «Семья Тараса» (по повести Б.Горбатова «Непокоренные»), которую иногда называют «оптимистический трагедией», - настолько сильны в ее героях душевная сила и оптимизм. Авторы работали над первой редакцией оперы до 1947 года и она уже была принята к постановке в театре им. К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко. Но в 1948 г. выходит всем известное постановление о формализме в искусстве. В январе проходит Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП /б, а в феврале – Совещание композиторов Москвы, на котором, уже будучи названным «одной из главных фигур формалистической школы» советской музыки, что фактически означало конец музыкальной карьеры, Кабалевский не сдается. На Первом Всесоюзном съезде Советских композиторов в апреле того же года он пытается защитить себя и своих товарищей, говоря о том, что «несмотря на ряд определенных недостатков, мы все эти годы двигались в верном направлении,.. сочиняя музыку в простом, доступном и демократическом стиле». В качестве конкретного примера композитор не побоялся привести собственную оперу «Семья Тараса». Вслед за этим он забирает партитуру из театра и делает фактически вторую ее редакцию. В этой второй редакции опера имела большой успех, автор получил вторую Сталинскую (Государственную) премию. И
     Все же через 15 лет, после 100 спектакля, Кабалевский и Ценин снова возвращаются к опере и делают ее третью редакцию.

 

 Осенью 1943 года Кабалевский, незадолго до того назначенный председателем Радиокомитета, едет в блокадный Ленинград; туда он летел на самолете, воочию увидав то самое «огненное кольцо» вокруг города, а возвращался на поезде длиной в 3 вагона по знаменитому коридору – узкой постоянно простреливаемой полоске отвоеванной у фашистов земли. Сам город тоже простреливался насквозь. По воспоминаниям самого композитора, он шел по улице и увидел надпись на стене дома :»При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Перешел на противоположную сторону и там прочитал точно то же самое. Ленинградское радио работало днем и ночью; кроме различных объявлений на территории обстреливаемого района города передавался тревожный звук метронома, в то время как в остальных районах звучала музыка. Под впечатлением этой поездки композитор сочиняет одно из своих лучших произведений военного времени - цикл 24 прелюдии для фортепиано ор.38. Премьера цикла прошла в Большом Зале Консерватории в исполнении Я.Флиера.
     И это далеко не все, что было создано Кабалевским за годы войны. Да и после ее окончания военная тема не отпускает его еще долгие годы. В 1954 году в соавторстве с С.Цениным создается опера «Никита Вершинин» по повести Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69». И хотя герои оперы – дальневосточные партизаны времен Гражданской войны, по духу они перекликаются с героями «Семьи Тараса». Событиями Отечественной войны и образами ее героев навеяны 2 Струнный Квартет, 2 и 3 фортепианные сонаты, 4 Симфония, и даже в триаде так называемых «молодежных» концертов . часто называемой «гимном жизни», нет-нет, да и прорываются интонации, которые можно интерпретировать как воспоминание о годах войны, когда погибло так много молодых, недолюбивших и недорадовавшихся жизни, которая продолжается без них. За 3 фортепианный концерт автор получил третью Сталинскую ( Государственную ) премию.
Не будет преувеличением сказать, что военная тема «не отпускает» Кабалевского едва не всю его оставшуюся жизнь. Он пишет детские песни, посвященные героям Великой Отечественной войны (например, песню «Не только мальчишки», посвященную юной партизанке Ларисе Михеенко), или музыку к «Вечному огню» в г. Брянске. Вершиной этой темы в творчестве композитора бесспорно является «Реквием», сочиненный им на слова поэта Р.Рождественского. Работу над этим без преувеличения грандиозным сочинением авторы закончили в 1963 году. По словам самого Дмитрия Борисовича, «Реквием» посвящен погибшим, но обращен к жизни, рассказывает о смерти, но воспевает жизнь…» И неудивительно поэтому, что смысловой и музыкальной кульминацией «Реквиема» стала 8 его часть «Наши дети», у многих вызывающая ассоциацию со скульптурой Вучетича из Трептова парка в Берлине. «Реквием» стал первым произведением, удостоенным премии им. Глинки, но мало кто знает, что сперва «Реквием» был представлен к награждению на Ленинскую премию, но только музыка. И Кабалевский снял свое произведение с обсуждения, мотивировав неразрывность музыки и текста.

 В 1958 году состоялась премьера Кантаты «Песня утра, весны и мира». Написана кантата была по заказу Алана Буша, президента Музыкальной Ассоциации Английских Рабочих. Но сила музыки оказалась такова, что в условиях холодной войны исполнить ее в Англии было невозможно
     В 1959 г. композитор сочиняет кантату «ленинцы, в исполнении которой участвуют три хора – детский, молодежный и взрослый, символизируя неразрывную связь поколений – пионеров, комсомольцев и коммунистов.
     В «Реквиеме» есть слова: «В нашем грядущем Дети отучатся плакать И будут смеяться…»
Это именно то, ради чего жил и творил Кабалевский. Свои самые первые фортепианные произведения для детей, как уже говорилось, он сочинил еще будучи студентом Консерватории, - это был Сборник детских пьес для ф-но ор.3. В 1929 г. он сочинил «7 забавных песенок для голоса и ф-но» на слова В.Катаева, потом - цикл «8 песен для детского хора». Отныне большинство своих произведений он пишет или для детей и юношества, или о них. Все написанное Кабалевским для детей перечислить невозможно. Это и песни, и инструментальные произведения, и музыка к спектаклю и опера, поставленные в Детском музыкальном театре Н.И.Сац, и музыка к детским радиокомпозициям («Беседы умного крокодила» или «Клуб знаменитых капитанов»). Почти ежегодно Кабалевский – бывает в каком-нибудь пионерском лагере и пишет пионерские песни; едва не самая знаменитая – «То березка, то рябина». Впервые попав в «Артек» в 1935 г., Кабалевский становится почетным артековцем и в содружестве с поэтом В.Викторовым пишет целый цикл артековских песен, которые, впрочем, поются по всей стране. Именно в свой первый приезд в Артек Кабалевский, по его собственному признанию, отвечая на вопросы окруживших его ребят, впервые ощутил свою беспомощность, - как рассказать им о музыке? И много лет спустя, уже имея огромный опыт подобных бесед, он пишет книгу под названием «Как рассказывать детям о музыке?» С той памятной встречи и началось формирование Кабалевского как лектора; сперва это были встречи-беседы в пионерских лагерях, детских санаториях, интернатах и школах, потом эти беседы стали записывать и передавать по Всесоюзному радио. Настало время, когда Кабалевский начал вести беседы в Третьяковской галерее. Они назывались «Музыка – живопись – жизнь». Их целью было научить слушателей и в первую очередь детей видеть музыку, слышать живопись и главное – воспринимать и то, и другое как часть окружающей жизни. В 1968 г. в Колонном Зала Дома Союзов прошел первый концерт из цикла под названием «Музыкальные вечера для юношества» или «Ровесники». Вел эти концерты Кабалевский, они транслировались по телевидению и записывались на радио. Аудитория Кабалевского исчислялась миллионами зрителей и слушателей – не случайно друзья Дмитрия Борисовича, художники Кукрыниксы в шутку называли его «Народным музыкальным университетом». Круг профессиональных интересов Кабалевского необъятен, он ведет огромную общественную работу: с 1952 г. – секретарь Правления СК СССР, с 1956г. – член Коллегии Министерства культуры СССР, с 1951 г. – член Советского Комитета Защиты Мира, в 1955-59 гг. – член Всемирного Совета Мира, 1964 – 70 гг. - вице-президент ИСМЕ, почетный член многих зарубежных музыкальных академий и консерваторий, с 1966 г.-. депутат Верховного Совете СССР от Пермской области и многое другое. При как всегда Кабалевский не дабывает детей – он возглавляет конкурс юных музыкантов городов Поволжья и для каждого конкурса пишет новое сочинение; становится инициатором появления в Артеке так называемого «знамени искусств» (в дополнение к уже существовавшим знаменам труда, дружбы и спорта), всячески поддерживает создание хоровой студии «Пионерия» в г. Железнодорожный, принимает самое активное участие в проведении фестивалей искусства в пионерском лагере «Орленок», пишет статьи и книги. Но все это оказалось лишь прелюдией к главному делу последних десятилетий жизни композитора - разработке и созданию программы преподавания музыки в общеобразовательной школе.
     Первым шагом в этом направлении стала книга «Про трех китов и про многое другое», написанная в 1972 году. Как написал сам автор в предисловии, музыка будет жить только тогда, когда кроме сочинившего ее композитора и исполнивших ее исполнителей у нее будут слушатели. Поэтому цель книги – помочь ее читателям стать хорошими слушателями. В 1973 г. Кабалевский создает Лабораторию музыкального образования в НИИ Школ, а спустя несколько лет – становится главным редактором журнала «Музыка в школе». К тому времени композитор прекрасно знал, как обстоят дела с уроками музыки в общеобразовательных школах и на каком музыкальном материале эти уроки проводятся. Но мало было только написать программу и подобрать к ней музыкальные примеры; надо было апробировать все это в школе. И в 1973 г. Кабалевский начинает вести уроки музыки в первом классе школы № 209. Вместе с ним уроки в параллельном классе вел сотрудник лаборатории Э.Абдуллин. Так, давая по два урока в неделю, они провели в этой школе 7 лет, разработав и проверив жизненность новой Программы. К последнему году эизни Д.Б.Кабалевского по его программе занимались в тысячах школ по всей стране.
    На фоне общего количества произведений романс занимал весьма скромное место в творчестве Д.Б Кабалевского. Написав еще в студенческие годы несколько романсов на стихи модных в то время поэтов Блока, Бальмонта, Есенина, лишь через 20 лет он вновь обращается к этому жанру и пишет цикл 10 сонетов Шекспира в переводе С.Маршака ор. 52, и 2 романса на стихи А. Коваленкова ор. 55. Потребность вновь сочинять романсы возникает у композитора в семидесятые годы. Теперь это уже глубоко философские произведения – Три восьмистишия на сл. Расула Гамзатова ор.74, 1975 г., « Время» - Шесть романсов на слова С.Маршака ор.100, 1977 г., «Песни печального сердца» - 8 романсов на стихи Ованеса Туманяна ор. 101, 1978-80 гг, и Семь песен о любви ор.103, 1985 г. Фактически в этих романсах композитор подводит итог прожитой жизни, можно даже сказать, при помощи музыки делится своим жизненным опытом. Самый последний романс – Тебе легко – какое счастье» - ни что иное, как признание в любви жене, Ларисе Павловне, с которой они прожили 49 лет.

 

Закончить мне хотелось бы словами самого Дмитрия Борисовича:
«Мне очень не хочется, чтобы меня разрезали на две части – «детско-молодежную» и «взрослую». ….
По существу, это некое неразрывное единство, которое, вероятно, проще всего обозначить словом «жизнь».

 

М.Д.Кабалевская

Этапы творческого пути:

17 (30) декабря 1904 г.

Родился в Петербурге

1918 г.

Переезжает с семьёй в Москву

1925 - 1929 гг.   

Учился в Московской консерватории, дипломные работы - первый струнный Квартет и первый фортепианный Концерт 

1932 - 1980 гг.  

Преподаёт композицию в Московской консерватории

1937 г.

Опера «Кола Брюньон»

С  1939 г.

Профессор Московской консерватории

1940–1946 гг.  

Кабалевский - главный редактор журанала «Советская музыка» 

1942 г. 

Кантата «Родина великая»

1942 г.

Сюита «Народные мстители» для хора и оркестра

1943 г.

Опера «В огне»

1949–1952 гг.  

Руководит сектором музыки Института истории искусств в Москве 

С 1952 г.

Секретарь правления Союза Композиторов СССР

1962 г.

Кабалевский стал председателем комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества

1963 г.

Кабалевскому присвоено звание народного артиста СССР

С 1971 г.

Является действительным членом Академии педагогических наук СССР

1974 г.

Герой Социалистического Труда

1983 г.

Д. Кабалевский основал журнал «Музыка в школе» и стал его главным редактором

14 февраля 1987 г.

Скончался в Москве

  
Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Произведения на сайте культурно-образовательного Центра им. Д.Б.Кабалевского:

 

   

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".