Балакирев М. А.

 

 

Балакирев Милий Алексеевич (1837–1910)

«Он знал и понимал в музыке столько,

сколько не знали и не понимали, кажется,

все значительнейшие русские музыканты того времени,

вместе взятые»

В.В. Стасов о М.А. Балакиреве 

 

     М.А. Балакирев известен, как глава и идейный вдохновитель кружка «Могучая кучка», а также как основатель Бесплатной музыкальной школы, которая была призвана удовлетворить потребность широких демократических слоев городского населения в приобщении к высшим музыкальным достижениям современности. Он чутко уловил, что настала пора развивать свою национальную, глубоко народную музыку, а самобытное дарование композитора позволило ему проложить новые пути в музыке.

     Вся творческая деятельность Балакирева была посвящена пропаганде музыкального искусства.

     Балакирев родился 21 декабря (2 января) 1837 г. в Нижнем Новгороде, в семье чиновника соляного правления Алексея Константиновича Балакирева и его жены Елизаветы Ивановны (урожденной Ящеровой).

     Музыкальное образование Балакирева проходило стихийно. Огромное значение для формирования художественных вкусов будущего композитора имело его знакомство с народной песней, которая звучала у волжских пристаней и на улицах родного Нижнего Новгорода.

     Первые уроки игры на фортепьяно ему дала мать. А, когда Милию исполнилось десять, она же привезла его в Москву, где он последовательно учился у известного пианиста А.Н. Дюбюка и Карла Эйзериха.

     Осенью 1853 г. Балакирев стал вольнослушателем физико-математического факультета Казанского университета, однако уже через два года он оставил учебу и переехал в Петербург. Там в 1855 г. произошла его знаменательная встреча с М.И. Глинкой.

     Тогда же Балакирев успешно дебютировал в столице как композитор и пианист. В 60-х гг. он организовал музыкальный кружок, известный под названием «Могучая кучка» или «балакиревский кружок».

     А в 1862 г. вместе с дирижером

Г.Я. Ломакиным основал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу и стал ее руководителем (1868–1873 гг., 1881–1908 гг.).

     В 1883-1894 гг. Балакирев был главным дирижером Русского Музыкального общества и директором Придворной певческой капеллы.

     Считая себя преемником музыкальных традиций М.И. Глинки, М. Балакирев активно занимался пропагандой его творчества и стал инициатором установки памятника композитору в Петербурге.

     Умер Балакирев 16 мая 1910 г. в Санкт-Петербурге.

 

Музыкальное наследие:

Произведения для хора с оркестром: кантата памяти Глинки

 

Произведения для оркестра: 2 симфонии, увертюра на тему испанского марша, Увертюра на темы трёх русских песен, симфоническая поэма «Тамара», музыка к трагедии Шекспира «Король Лир»

 

Произведения для фортепиано с оркестром: Большая фантазия на русские национальные напевы,

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: фантазия Исламей, 3 скерцо, 7 мазурок, 3 ноктюрна, 7 вальсов,

 

Сочинения на темы других композиторов: воспоминание об опере «Жизнь за царя» М. Глинки. Фантазия, Испанская серенада на темы, записанные Глинкой

 

Транскрипции и переложения для фортепиано в 2 руки: Глинка (Жаворонок, Арагонская хота. Камаринская, Не говори), П. Запольский (Грёзы), А. С. Танеев (2 вальса-каприса)

 

Для голоса с фортепиано: 20 романсов (1857-1865 гг.), 10 романсов (1895-1896 гг.), романсы (1903-1904 гг.), 3 забытых романса («Ты пленительной неги полна», «Звено», «Испанская песня»), Два посмертных романса («Заря», «Утёс»)

 

     Балакирев внес существенный вклад в русскую фортепьянную музыку. В его ярко национальном творчестве нашли отражение народные образы, картины русской жизни. Балакирев широко использовал фольклор, как русский («Увертюра на темы трёх русских песен», симфоническая поэма «Русь»), так и других народов («Испанская увертюра», симфоническая поэма «В Чехии»). Ему был свойствен также интерес к теме Востока (симфоническая поэма «Тамара», фантазия для фортепьяно «Исламей»), традиционный для русских композиторов. Произведения Балакирева вошли в русскую музыкальную классику XIX в. Его творчество оказало большое влияние на развитие русской музыки.

Этапы творческого пути:

21 декабря (2 января) 1837 г.

Родился в Нижнем Новгороде 

1853 – 1855 гг.

Состоял вольнослушателем математического факультета Казанского университета

 

1856 г.

Дебютировал в Петербурге как пианист и дирижёр

начало
60-х гг.

Под руководством Балакирева складывается «Могучая кучка»

1862 г.

Балакирев совместно с хоровым дирижёром Г. Я. Ломакиным организовал в Петербурге Бесплатную музыкальную школу

1867 – 1869 гг.

Был главным дирижёром Русского музыкального общества

1866 г.

Опубликован его сборник «40 русских народных песен для голоса с фортепьяно»

1881 – 1908 гг.

Вновь возглавлял Бесплатную музыкальную школу

1883 – 1894 гг.

Состоял директором Придворной певческой капеллы

1894 г.

По инициативе Балакирева установлен памятник Шопену на его родине, в Желязовой Воле (Польша)

1895 г.

Балакирев добился установки мемориальной доски на доме в Берлине, в котором скончался Глинка, ездил на торжества в составе русской делегации и дирижировал в Берлине своей симфонией

1906 г.

В честь открытия памятника Глинке в Петербурге (инициатором был Балакирев) исполнялась сочиненная им торжественная кантата

16 мая 1910 г.

Скончался в Санкт-Петербурге

 

 Могила М. А. Балакирева 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".