Вагнер

 

 

Вагнер Рихард (1813-1883)

     Двое англичан отправились в дрезденский театр послушать оперу Вагнера. Когда свет погас, какой-то мужчина занял место позади них. Во время действия новоприбывший вел себя более чем странно - все время издавал возгласы: "Ах, как хорошо!... Ах, Боже праведный, - это ужасно!..." При этом он всплескивал руками и топал ногами, причем совсем не в такт музыке. В антракте рассерженные англичане обратились к капельдинеру с просьбой вывести из зала несносного зрителя.
- Боюсь, что это не в моих силах, уважаемые господа, - развел руками капельдинер. - Это очень большой человек.
- Кем бы он ни был, - возмутились англичане, - мы требуем, чтобы этого невежду немедленно урезонили. Он мешает нам слушать гениальную музыку Вагнера!
- В том то и дело, господа, - шепотом пояснил капельдинер, - что за вами как раз и сидит сам господин Вагнер...

     Реформатор в опере, Рихард Вагнер по праву считается одним из самых выдающихся немецких композиторов. Всю жизнь он посвятил реформе оперы, излагая  свои взгляды на искусство в литературных статьях, а, будучи, превосходным капельмейстером, пропагандируя собственные произведения на сцене.   

     Все оперы композитора (в особенности, "Тангейзер", "Лоэнгрин", "Нюрнбергские мейстерзингеры") пронизаны национальным духом, чем подкупают слушателей и по сей день.

 

     Рихард Вильгельм Вагнер родился 22 мая 1813 г. в Лейпциге, в семье полицейского чиновника. Его отец  умер, так и не увидев сына, а отчимом мальчика стал талантливый актер, писатель и живописец Людвиг Гейер, заметно повлиявший на духовное развитие маленького Рихарда.

     Первым сильным музыкальным впечатлением  Рихарда стала музыка Бетховена, под магическими чарами которой он начал пробовать свои силы в сочинительстве. “Я не могу припомнить того, что хотели сделать со мной, я знаю только одно: вечером я слышал симфонию Бетховена, ночью у меня был приступ лихорадки, потом я валялся больной, и после своего выздоровления я стал музыкантом”.

     В это время Вагнеру было пятнадцать лет.

     В течение полугода он занимался гармонией и контрапунктом у Теодора Вейнлига, кантора церкви св. Фомы, где в свое время служил И.С. Бах. В период с 1828-1832 гг. Вагнер написал несколько сонат и других пьес для фортепиано, ряд оркестровых увертюр.

     В 1831 г. он поступил в Лейпцигский университет, однако гораздо больше учебы его волновали революционные события, которые в

1830-е гг. потрясали мир. С воё сочувствие польским повстанцам Вагнер выразил в увертюре "Польша", начатой в 1832, а законченой в 1836 г.

    Начиная с 1833 г. композитор переезжал из города в город, из страны в страну, не задерживаясь нигде дольше двух-трех лет. Около года он занимал пост театрального хормейстера в Вюрцбурге, затем работал в Магдебурге дирижером музыкального театра, на короткий срок переехал в Кенигсберг, а с 1837 по 1839 гг. жил в Риге.  

    В 1839 г. Вагнер перебрался в Париж, где познакомился Г. Берлиозом, Ф. Листом и Дж. Мейербером,  написал увертюру "Фауст" и оперу "Летучий голландец". Однако, не смотря на то, что композитор не гнушался ни какой работы, в Париже он влачил жалкое существование и даже пару раз сидел в долговой тюрьме. 

     Однажды в Париже Вагнер пришел к издателю и сказал:
     - Месье, я великий композитор и пишу музыку будущего! Я желаю оказать вам честь и дать разрешение ее напечатать!
     - Музыку будущего? - переспросил издатель. - А вы случайно не Вагнер?
     - Да, это я, - гордо ответил композитор. Издатель пожал плечами:
    - Я не занимаюсь музыкой будущего, месье Вагнер. Обратитесь к моему внуку...

    Так и не устроившись в Париже, Вагнер покинул французскую столицу и  перебрался в Дрезден, где стал работать дирижером придворного театра. В это время им написаны оперы  "Тангейзер" и "Лоэнгрин".

     В Дрездене композитора настигла немецкая революция 1849 г., которую Вагнер встретил на баррикадах.  

     "Я мог стоять на стороне только страдающих, - писал он впоследствии, - я сочувствовал им с тем большей горячностью, чем больше они оборонялись от всякого гнета", "...я дошёл до признания необходимости надвигавшейся революции 1848 года".

     За участие в Дрезденском восстании Вагнер был объявлен государственным преступником, из-за чего   эмигрировал в Швейцарию. До 1858 г. он жил в Цюрихе, где написал несколько литературных трактатов и статей, в которых сформулировал основные теоретические положения своего оперного творчества: необходимость создания универсального художественного произведения, призванного нравственно воздействовать на массовую аудиторию и признание за музыкальной драмой возможности достижения такого универсализма путём синтеза искусств (пластического, изобразительного, поэтического и музыкального).

     В сентябре 1850 г. Вагнер опубликовал в журнале "Нойе цайтшрифт фюр музик" статью "Иудаизм в музыке", вызвавшую ожесточенные споры. Некоторые с воодушевлением принимали высказывания Вагнера, другие считали его сумасшедшим. Позднее идеи Вагнера широко пропагандировались в нацистской Германии, а Гитлер считал Вагнера своим духовным учителем.

    В 1852 г. Вагнер завершил работу над литературным текстом оперной тетралогии "Кольцо нибелунгов", писанной на основе скандинавского эпоса "Эдды" и немецкого эпоса "Песнь о нибелунгах".

    С 1852 по 1856 гг. Вагнер сочинил музыку первых частей тетралогии "Золото Рейна" и "Валькирия". Через два года - оперу "Тристан и Изольда".

     Затем был период "творческого застоя". Вагнер переехал в Мюнхен по приглашению баварского короля Людвига II. 

     В 1871-1874 гг. композитор завершил работу над последними частями "Кольца нибелунгов" - написаны "Зигфрид" и "Гибель богов". В 1876 г. в Байрейтском театре, построенному по проекту Вагнера, состоялась постановка всей тетралогии.

     13 февраля 1883 г. Вагнер скончался в Венеции.   

 

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Свадьба" (Die Hochzeit, фрагменты, соч. 1832-1833 гг.), "Феи" (Die Feen, по сказке "Женщина-змея" Гоцци, 1833-1834 гг.), "Запрет любви, или Послушница из Палермо" (Das Liebesverbot oder Die Novize aus Palermo, по комедии "Мера за меру" Шекспира, 1835-1836 гг.), и (Кола Риенци, последний трибун, Cola Rienzi der letzte der Tribunen, по одноименному роману Э. Булвер-Литтона, 1838-1840 гг. ), "Летучий голландец" ("Моряк-Скиталец", Der fliegende Hollander, по новелле Г. Гейне "Мемуары г-на фон Шнабелевопского" и посказке "Корабль призраков" Хауфа, 1840-1841 гг.), "Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге" (Tannhau-ser und der Sangerkrieg auf der Wartburg, по сюжетам средневековых легенд 13 в., 1843-1845 гг.), "Лоэнгрин" (по сюжетам средневековых саг, 1845-1848 гг.), "Тристан и Изольда" (по кельтской саге Готфрида Страсбургского), "Нюрнбергские мейстерзингеры" (1861-1867 гг.), "Кольцо нибелунга" (Der Ring des Nibelungen, сценическое торжественное представление для трёх дней и предвечерья, тетралогия; либретто на основе скандинавского эпоса "Эдда" и средне-верхненемецкого эпоса "Песнь о нибелунгах", первоначальный замысел - 1848 г. ; 1-я часть - "Золото Рейна", Das Rheingold, 1852-1854 гг.; 2-я часть - "Валькирия", Die Walkure, 1852 г., 1854-1856 гг.; 3-я часть - "Зигфрид", 1851 г., 1856-1857 гг., 1868-1871 гг.; 4-я часть - "Гибель богов", "Сумерки богов", "Закат богов", Gotterdammerung, 1848 г., 1869-1874 гг.), "Парсифаль" (опера-мистерия по средне-верхненемецкой эпической поэме Вольфрама фон Эшенбаха, 1877-1882 гг.)

 

Произведения для оркестра: симфонии (G-dur, 1832 г.; E-dur, 1-я ч., 1834 г.), увертюры (B-dur с литаврами, 1830 г.; c-moll, 1830 г.), Концертная увертюра (d-moll, 1831 г.), Большая концертная увертюра (C-dur, 1832 г.), увертюра и финал к трагедии "Король Энцио" ("Konig Enzio" Раупаха, 1832 г.), увертюра к пьесе "Христофор Колумб" Апеля (1835 г.), увертюра "Правь, Британия" (Rule, Britania, 1837 г.), увертюра Польша (Polonia, 1832-1836 гг.), увертюра "Фауст" (к трагедии "Фауст" Гёте, 1840 г., переработана 1855 г.)

 

Марши: Марш присяги на верность (Huldigunssmarsch, 1864 г.), Императорский марш (Kaisermarsch, 1871 г.), Большой торжественный марш (к 100-летию провозглашения независимости CШA (Grober Festmarsch zur Er6ffnung,.. der Unabhangigkcits-erklarung der Vereinigten Staaten von Nordamerika, 1876 г.), идиллия Зигфрид (1870 г.)

 

Произведения для духового оркестра: Траурный марш - "У гроба Вебера" (Trauermarsch - An Webers Grabe, 1844 г.)

 

Произведения для ансамбля инструментов: струнный квартет (рукопись утеряна, 1828 г.)

 

Произведения для фортепиано в 2 руки: сонаты (d-moll, неопубл., 1829 г.; B-dur, ор. 1, 1831 г.; A-dur, 1832 г.; E-dur, в альбом М. Везендонк, 1853 г.), фантазия (Fis-mo11, 1831 г.), Листок из альбома (G-dur, 1861 г.) и др.

 

Произведения для фортепиано в 4 руки: Полонез (D-dur, ор, 2, 1831 г.)

 

Произведения для одного инструмента с сопровождением фортепиано: Листок из альбома для скрипки и фортепиано (Es-dur для Бетти Шотт, 1875 г.); вокальные произведения с сопровождением фортепиано или оркестра - сцена и ария (1832 г.), 7 пьес к "Фаусту" Гёте (ор. 5, 1932 г.), кантата к Новому году (Neu-Jahrskantate, слова В. Шмале, 1835 г.), ария вампира (к опере "Вампир" Маршнера, 1833 г.), романс (к зингшпилю "Мария, Макс и Мишель" Блума, 1837 г.), песня к опере ("Швейцарское семейство" Вейгля, 1837 г.)

 

Романсы:"Поднимайся, сладкая грусть" (1837 г.), "Елка" (слова Шейерлина, 1838 г.), "Два гренадера" (cлова Г. Гейне, 1840 г.), "Выезд из садика" (к одноим. водевилю Димануэра, 1840 г.), 4 романса на французские тексты (1840 г.), "Трапеза апостолов" (для мужского хора и оркестра, 1843 г.), 5 стихотворений на cлова М. Везендонк (1857-1858 гг.) и др.

 

Произведения для голоса без сопровождения: Песенка в честь г-на Крафта (Kraftliedchen, 1871 г.), Песня рыбака (Fischerlied, около 1880 г.)   

 

 

 

Этапы творческого пути:

22 мая 1813 г.

Родился в Лейпциге

1831 г.

Поступил в Лейпцигский университет

1832-1836 гг. Увертюра "Польша"

1834 -1836 гг. 

Капельмейстер в оперных театрах Магдебурга

1837 -1839 гг.

Жил в Риге

1838 -1840 гг.

Пишет оперу "Риенци"

1840 г. Написана симфоническая увертюра "Фауст"
1840 -1841 гг. Опера "Летучий голландец"

1839 -1842 гг.

Жизнь в Париже

1843 -1849 г.

Был дирижером оперы в Дрездене - "дрезденский период" жизни Вагнера

1845 г. Опера "Тангейзер"
1848 г. Опера «Лоэнгрин»

1849-1858 гг.

Период "швейцарского изгнания"

1854 г. Завершена опера "Золото Рейна" (первая часть тетралогиии "Кольцо нибелунгов"
1856 г. Опера "Валькирия"
1868 г. Поставлена опера  "Нюрнбергские мейстерзингеры".
1871 г. Опера "Зигфрид"
1874 г. Завершена последняя часть тетралогиии - "Гибель богов"

1876 г.

В Байрейтском театре состоялась премьера оперы "Кольцо нибелунгов"

13 февраля 1883 г.

Скончался в Венеции

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

   

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".