Алябьев А. А.

 

 

Алябьев Александр Александрович (1787–1851)

«Ты лети, мой соловей,

Хоть за тридевять земель,

Хоть за синие моря,

На чужие берега;

Побывай во всех странах, в деревнях и в городах:

Не найти тебе нигде

Горемышнее меня…»

 

А. Дельвиг. "Русская песня"

 

     В 20-х гг. XIX столетия русский поэт Антон Дельвиг написал стихотворение «Русская пе сня», которое посвятил своему лицейскому другу Александру Пушкину, отбывающему в ссылку на Кавказ. Спустя пять с лишним лет композитор Александр Алябьев, ожидая в тюрьме решения своей дальнейшей судьбы, взял это произведение за основу будущего романса «Соловей», облетевшего в последствии почти весь мир, прославляя имя композитора, чье остальное творчество на долгие годы было забыто и обрело вторую жизнь лишь в середине XX в.

 

     А.А. Алябьев родился в 4 (15) августа 1787 в  Тобольске, где его отец, служил вице-губернатором. В конце 90-х гг. XVIII в. Алябьевы покинули Тобольск и перебрались в Москву.

     Маленький Саша Алябьев получил прекрасное и разностороннее домашнее образование, с ранних лет приобщился к искусству, и предположительно брал уроки фортепиано у знаменитого Джона Филда (1782–1837 гг.). Окончил свое образование Алябьев в Московском университетском пансионе.

      Во время Отечественной войны 1812–1814 гг. он вступил добровольцем в гусарский полк. Служил под командованием легендарного поэта-партизана Дениса Давыдова и участвовал в операции по взятию Дрездена. Был ранен и награжден орденами за боевые заслуги, дошел вместе с русским войском до Парижа. В 1823 г. вышел в отставку в звании подполковника, вернулся в Москву, где вскоре приобрел славу певца-тенора и пианиста. Знакомства тех лет оказали большое влияние на развитие творческого потенциала Александра Алябьева. Помимо уже упомянутого Дениса Давыдова, Алябьев был знаком с драматургом А.С. Грибоедовым, актером М.С.Щепкиным, врачом и филологом В.И. Далем, поэтом Н.П. Огаревым, композитором А.Н. Верстовским и другими выдающимися людьми своего времени.

     В марте 1825 г. Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера во время карточной игры и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 г. сослан в Сибирь — в Тобольск. Там он организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист.

     В 1832–1835 гг. жил на Кавказе, где записывал народные песни кавказцев, киргизов, башкир, которые использовал в своем творчестве.

     Вернулся в Россию в 1835 г., в начале 1840-х годов – в Москву.

     Умер композитор в Москве 22 февраля (6 марта) 1851 г.      

 

Музыкальное наследие: 

     Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика – более 180 романсов и песен, пять одночастных симфоний, концертные увертюры, танцеваль6ные сюиты, 6 опер, балет, музыка к театральным пьесами водевилям, музыка к драматическим спектаклям, музыка хоровая, для военно-духовых оркестров, для солирующих инструментов .

 

Оперы : «Лунная ночь или Домовые», «Аммалат-бек»

 

Оперетты и водевили: «Новая шалость, или Театральное сражение» (в сотрудничестве с Верстовским), «Польский», «Путешествующая танцовщица-актриса, или Три сестры-невесты»

 

Музыка к театральным пьесам: «Виндзорские кумушки, «Русалка», «Безумная»

 

Балет : «Волшебный барабан, или Следствие волшебной флейты»

 

Романсы: « Сижу на береге потока» (Д. Давыдов), «И я выйду ль на крылечко», «Соловей» (А. Дельвиг), «Верность до гроба», «Путешественник» (В. Жуковский), «Нищая» (из Беранже), «Деревенский сторож», «Кабак» (Н. Огарев), « Зимняя дорога», «Два ворона», «Певец», «Черкесская песня», «Я вас любил» (А.С. Пушкин)

 

     А.А. Алябьев — остался в истории музыкальной культуры как основоположник национального лирического романса. Его я ркая фигура многократно запечатлена в воспоминаниях современников и в художественных произведениях, в том числе в романе А.Ф.Писемского « Масоны» .

 

 Тобольск, старая гравюра

 

 

  

 

 Этапы творческого пути:

4(15) августа 

1787 г. 

Родился в Тобольске

1810 г.

Публикация первых музыкальных сочинений (в том числе Большого полонеза для фортепиано)

1812–1814 гг.

Вступил добровольцем в гусарский полк

1822 г.

В Петербурге впервые выходит комическая опера Алябьева «Лунная ночь, или Домовые», в двух действиях

1823 г.

Выходит в отставку, ввозвращается в Москву

1824 г.

На московской императорской сцене поставлены две одноактные оперы-водевиля, переделанные с французского А.И. Писаревым: «Учитель и ученик, или в чужом пиру похмелье» и «Хлопотун, или Дело мастера боится»

6 января 1825 г.

На открытие здания Большого театра совместно с А.Н. Верстовским и Ф.Е. Шольцем пишет музыку к прологу «Торжество муз»

1825 г.

Арестован по обвинению в убийстве партнера во время карточной игры, лишен чинов и дворянства

1828 г.

Сослан в Тобольск

1832–1835 гг.

Живёт на Кавказе

1832 г.

Пишет романсы, изданные под общим заголовком «Кавказский певец»

1833 г.

Издание сборника  «Голоса украинских песен», в аранжировке Алябьева. М.А. Максимович, Москва

1834 г.

Издание сборника «Голоса украинских поэтов»

1835 г.

Возвращается в Россию

Начало 

1840-х гг.

Возвращается в Москву

22 февраля (6 марта) 1851 г.

Скончался в Москве

1859 г.

Первое издание романсов Алябьева выпущено в Москве у Ю. Грессера в двух частях: в первой 58, во второй — 12 романсов

1898–1899 гг.

Второе издание П. Юргенсона заключает в четырех томах 111 романсов, в том числе шесть малороссийских песен, вошедших в сборник, изданный еще в 1833 г. (М.А. Максимович, «Голоса украинских песен», в аранжировке А., Москва) и оперу «Кавказский пленник»

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

         Романсы:

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".