Малер

 

 

Малер Густав (1860-1911)

 

 "Мое время придет"

Г. Малер

 

     С равнодушием и даже призрением воспринимаемый современниками Густав Малер всю жизнь мечтал стать Бетховеном XX в. Это выражалось во всем: как в манере поведения, так и во внешности - небрежно одетый, с длинной растрепанной шевелюрой, рассеянный и нервный, композитор с удивительной легкостью наживал себе  врагов. Его равно ненавидели и оперные певцы, и рабочие сцены.  

     В то же время великий русский композитор Дмитрий Шостакович писал о своем австрийской коллеге: "Что пленяет в его музыке? Прежде всего - глубокая человечность. Малер понимал высокое этическое значение музыки. Он проник в самые сокровенные тайники человеческого сознания, его волновали самые высокие мировые идеалы. Гуманизм, неукротимый темперамент, горячая любовь к людям в соединении с изумительной композиторской одаренностью помогли Малеру создать его симфонии, "Песни странствующего подмастерья", "Песни об умерших детях", грандиозную "Песнь о земле". Он близок нам своим гуманизмом, своей народностью...".

 

     Густав Малер появился на свет 7 июля 1860 г. в многодетной семье еврея-винокура. Вскоре после рождения сына Малеры покинули чешскую деревню Калишту и переселились в небольшой городок Йиглаву (ныне Чехия), где и прошла полунищая юность Густава.

     Невероятно талантливый, мальчик брал первые свои музыкальные уроки у местных преподавателей, а когда Малеру исполнилось пятнадцать, отец отвез его в Вену. Получив положительные отзывы о своем даровании у профессора Ю. Эпштейна, Малер стал студентом Венской консерватории (его учителями были:  Ю. Эпштейн (фортепьяно), Р. Фукс (гармония) и Ф. Кренн (композиция). Кроме того, Густав посещал леции по философии в Венском университете, где познакомился с А. Букнером.

     За свое первое значительно сочинение - кантату "Жалобная песнь" (1880 г.) - Малер расчитывал получить консерваторскую Бетховенскую премию, однако та досталась другому. Тогда Густав, разочарованным неудачей, решил посвятить себя дирижерской деятельности. С 1880 по 1885 гг. он работал дирижером в различных оперных театрах (небольшом опереточном театре под Линцем, в словенском Любляне, моравском Оломоуце и германском Касселе).

     В 1885 г. Малер непродолжительное время был дирижером Пражской оперы, а с 1886 по 1888 гг. - помощником главного дирижера в Городском театре в Лейпциге.

     В этот период своей жизни композитор  написал такие произведения, как вокально-симфонический цикл "Песни странствующего подмастерья" (1883 г.) и Первую симфонию (1888 г.). Постепенно он совершенно отказался от тех музыкальных жанров, в которых пробовал себя в юности (квартеты, кваинтеты, оперы), целиком отдавшись песни и симфонии.

     В 1891 г. Малер прибыл в Гамбург с тем, чтобы занять должность дирижера местного Городского театра, пробыв до этого некоторое время директором Королевской оперы в Будапеште. К тому моменту в его творческий багаж входило три тетради песен с фортепианным аккомпанементом и девять песен на тексты из немецкой народной поэтической антологии "Волшебный рог мальчика", которые составили одноименный цикл.

     Следующий за гамбургским периодом (1891-1897 гг.) - венский -  вершина его дирижерской  и режиссерской деятельности. Десять лет (с 1897 по 1907 гг.) Малер был директором Венской придворной оперы. Вместе с венским художником А. Роллером (которого Густав пригласил в театр в 1903 г.) они создали ряд постановок, в которых применили новые стилистические и технические приемы, сложившиеся на рубеже XIX и XX вв. в европейском театральном искусстве. Крупнейшие из них: "Тристан и Изольда" (1903 г.), "Фиделио" (1904 г.), "Золото Рейна" и "Дон Жуан" (1905 г.). Время работы Малера в Вене совпал с период расцвета коллектива Венской оперы.

      К 1902 г. музыка Малера получила, наконец, широкое признание (во многом благодаря

Р. Штраусу, который устроил первое полное исполнение Третьей симфонии, имевшее большой успех).

     В 1907 г. Малер оставил Венскую оперу и принял предложение нью-йоркской «Метрополитен-опера». Проработав там около года, он стал руководителем Нью-Йоркского филармонического театра. К этому времени композитор уже знал, что серьезно болен, но, не смотря на это, много гастролировал по миру.

     Умер Малер в Вене 18 мая 1911 г.

     Где-то за год до смерти композитору явилось не доброе предзнаменование. В комнату, где он работал с шипением, шумом и клекотом ворвалось что-то огромное и черное. Малер выскочил из-за стола и в ужасе прижался к стене. Это был орел, который неистово кружил под потолком, издавая зловещее шипение. Покружив, орел будто растворился в воздухе. Едва он исчез, как из-под дивана выпорхнула ворона, отряхнулась и тоже улетела.
     - Орел, погнавшийся за вороной, - это неспроста, знак свыше... Неужели я и есть та самая ворона, а орел - моя судьба? 
 

 Венская опера 1912 г.

 

Музыкальное наследие: 

 

Marchenspiel «Rubezahl»,

«Lieder eines fahrenden Gesellen»,

Десять симфоний

«Das klagende Lied» (соло, хор и орк.),

«Humoresken» для орк.,

романсы

 

Этапы творческого пути:

7 июля 1860 г.

Родился в Чехии

С 1875 г.

Студент Венской консерватории

С 1880 г.

Работал оперым дирижером

1880 г.

Кантата "Жалобная песнь"

1883 г. "Песни странствующего подмастерья"

С 1885  г.

Дирижер Пражской оперы

1886-1888 гг. 

Служба в Лейпцигском театре

1888 г. 

Первая симфония

1888 г.  

Директор Королевской оперы в Будапеште

1891-1897 гг.  

Первый дирижер Городского театра в Гамбурге

1894 г. Вторая симфония
1896 г. Третья симфония

1897 - 1907 гг.

Директор Венской оперы

1902 г. Пятая симфония
1904 г. Шестая симфония
1905 г. Седьмая симфония
1906 г. Восьмая симфония
1907 г. Главный дирижер нью-йоркской "Метрополитен-опера"
С 1909 г. Руководитель Нью-Йоркского филармонического оркестра
1909 г. Девятая симфония
1910 г. Десятая симфония (не закончена)

18 мая 1911 г.

Скончался

 

 

 Г. Малер

       

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

              

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".