Чайковский П. И.

 

 

Чайковский Петр Ильич (1840–1893)

     
 

 

«Я артист, который может и должен принести честь своей Родине. Я чувствую в себе большую художественную силу, я еще не сделал и десятой доли того, что могу сделать. И я хочу всеми силами души это сделать»

П.И. Чайковский

 

 

      «Я нисколько не препятствовал веяниям духа времени влиять на меня. Я сознаю, что, не будь Вагнера, я бы писал иначе; допускаю, что даже и кучкизм сказывается в моих оперных писаниях; вероятно, и итальянская музыка, которую я страстно любил в детстве, и Глинка, которого я обожал в юности, сильно действовали на меня, не говоря уже про Моцарта. Но я никогда не призывал ни одного из этих кумиров... и если я в чем уверен, так это в том, что в своих писаниях я являюсь таким, каким меня создал бог и каким меня сделали воспитание, обстоятельства, свойства того века и той страны, в коей я живу и действую. Я не изменил себе ни разу. А каков я, хорош или дурен, — пусть судят другие», (П.И. Чайковский).

 Дом-усадьба П.И.Чайковского  Фильм: Дом-усадьба П.И.Чайковского

 

     Родился Петр Чайковский в 1840 г. в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. О своем детстве Чайковский писал: «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки».

     Помимо крестьянских песен Петр слушал и любительские концерты, проходившие в доме его влюбленных в музыку родителей.

     Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано — ему едва исполнилось четыре года, когда он стал обучаться игре на фортепьяно. В 1852 г. Чайковского отдали в Училище правоведения, где будущий композитор в соответствии с обязательной программой продолжил свое музыкальное образование.

     Когда Чайковскому было около восемнадцати лет, он написал свой первый романс «Мой гений, мой ангел, мой друг...» на слова А. Фета.

     После окончания училища в 1859 г. Петр Ильич служил чиновником в Министерстве юстиции, не прекращая музыкальных занятий. Когда музыкальные классы при Русском Музыкальном Обществе, которые он посещал, были реорганизованы в консерваторию (первую в России), Чайковский поступил туда учиться. Его учителем был пианист и композитор Антон Рубинштейн. А с 1866 г. Петр Чайковский стал профессором Московской консерватории (второй в России).  Московский период жизни оказался в творческом плане очень важен для композитора, о чем он писал и сам: «Нет сомнения, что если б судьба не толкнула меня в Москву, где я прожил 12 с лишним лет, то я бы не сделал всего того, что я сделал». За годы работы в Московской консерватории Чайковский создал первые для России учебники и учебные планы. Вершиной московского периода было создание оперы «Евгений Онегин» и Четвертой симфонии («Я испытываю сегодня большое наслаждение от сознания, что я окончил два больших сочинения, в которых, мне кажется, я шагнул вперед и значительно…», — писал Чайковский).

     В 1885 г. он был избран директором Московского отделения РМО. С этого же года Чайковский постоянно жил в Подмосковье — в окрестностях г. Клин (Майданово, Фроловское), с 1892 г. — в самом Клину.

     В конце 1887–начале 1888 гг. композитор совершил первое европейское турне как дирижер. Вот как описывает Чайковского-дирижера французский писатель Р. Роллан: «Голова дипломата или русского офицера. Бакенбарды и квадратная бородка. Открытый лоб, костистый, углубленный посредине большой поперечной морщиной; выпуклые надбровные дуги; взгляд пристальный, неподвижно устремленный прямо перед собой и в то же время как бы внутрь себя. Высокий, худощавый. Безупречно корректный, в белых перчатках и галстуке. Когда он дирижирует, его высокая фигура не шелохнется, в то время как правая рука твердо и сухо отбивает ритм, отталкиваясь тяжело и сильно с неистовой энергией, благодаря чему трясется правое плечо, а все остальное тело неподвижно кланяется автоматически, стремительно, сухо, всем туловищем, три раза подряд».

     В 1891 г. Чайковский давал концерты в Соединённых Штатах, в 1893 г. стал доктором honoris causa Кембриджского университета.

     Умер Чайковский в Петербурге 25 октября (6 ноября) 1893 г.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: «Воевода» (либретто

А.Н. Островского и Чайковского, 1868 г.), «Опричник» (либретто Чайковского по одноимённой драме И. И. Лажечникова, 1872 г.), « Евгений Онегин» (либретто К. С. Шиловского по роману в стихах А. С. Пушкина, 1878 г.), «Мазепа» (либретто

В.П. Буренина по поэме Пушкина «Полтава», 1883 г.), «Пиковая дама» (либретто М. И. Чайковского по одноимённой повести Пушкина, 1890 г.), «Иоланта» (либретто

М.П. Чайковского по драме X. Херца «Дочь короля Рене», 1891 г.)

 

Балеты: « Лебединое озеро» (либретто В. П. Бегичева II В. Ф. Гельцер, 1876 г.), « Спящая красавица» (либретто

И.А. Всеволожского по одноимённой сказке Ш. Перро, 1889 г.), « Щелкунчик» (либретто Всеволожского по одноимённой сказке Э.Т.А. Гофмана в переводе А. Дюма-сына)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра: ода «К Радости» (слова Ф. Шиллера, 1865 г.), кантата «В память 200-й годовщины рождения Петра Великого» (слова Я. П. Полонского, 1872 г.), кантата «К юбилею О. А. Петрова» (слова Н. А. Некрасова, 1875 г.), кантата «Москва» (слова А. Н. Майкова, 1883 г.)

 

Произведения для оркестра: симфонии (1-я, Зимние грёзы, g-moll, ор. 13, 1866 г.), 4 сюиты (d-moll,ор. 48, 1879 г.; С-dur, ор. 53, 1883 г.; С-dur, ор. 55, 1884 г.; Моцартиана, C-dur, ор. 61, 1887 г.), увертюра Гроза (по одноименной драме

А.Н. Островского. 1864 г.), симфоническая фантазия Фатум (ор. 77 р08111., 1868 г.), увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (по одноимённой трагедии У. Шекспира, 1869 г.), фантазия «Буря» (по одноимённой драме У. Шекспира, ор. 18, 1873 г.), «Славянский марш» (ор. 31, 1876 г.), серенада для струнного оркестра (ор. 48, 1880 г.), Торжественный коронационный марш (1883 г.), Элегия памяти И. В. Самарина (для струнного оркестра, 1884 г.), увертюра-фантазия «Гамлет» (по одноимённой трагедии У. Шекспира, ор. 67, 1888 г.), симфоническая баллада «Воевода» (по одноимённому произведению А. Мицкевича, ор. 78 posth., 1891 г.)

 

Произведения для инструмента с оркестром: 3 концерта для фортепьяно (b-moll, ор. 23, 1875 г.; G-dur, ор. 44, 1880 г.), концертная фантазия (G-dur, ор. 56, 1884 г.), Меланхолическая серенада (ор. 26, 1875 г.) и Вальс-скерцо (ор. 34, 1877 г.) для скрипки,

 

Произведения для фортепьяно: 2 сонаты (cis-moll, 1865 г.; Большая соната, G-dur, ор. 37, 1878 г.), 2 пьесы (ор. 1, 1864 г.), « Времена года» , 12 характеристических картин (ор. 37, 1876 г.), Детский альбом (ор. 39, 1878 г.), марш «Русский добровольный флот» (1878 г.), вальс-шутка (1889 г.), марш Юрьевского полка (1893 г.), 18 пьес (ор. 72, 1893 г.)

 

Произведения для хора а cappellа: «На сон грядущий» (cлова Н. П. Огарева, 1864 г.), Литургия св. Иоанна Златоуста (ор. 41, 1878 г.), Всенощное бдение (ор. 52, 1881 г.), Вечер (слова Чайковского, 1881 г.), Девять духовно-музыкальных сочинений (1884-1885 гг.), Гимн в честь Кирилла и Мефодия (1885 г.), «Ночевала тучка золотая» (слова М. Ю. Лермонтова, 1887 г.), «Блажен, кто улыбается» (слова

К.К. Романова, 1887 г.), «Соловушко» (слова Чайковского, 1889 г.), «Привет А. Г. Рубинштейну» (слова Я. П. Полонского, 1889 г.), "Природа и любовь" (для 3 женских голосов и хора, 1870 г.), «Ночь» (для 4 голосов, слова Чайковского, 1893 г.)

 

Произведения для голоса с фортепьяно: 6 романсов, ор. 6 (в том числе "Не верь, мой друг" и "Слеза дрожит", слова А. К. Толстого; "Ни слова, о друг мой, слова" А. Н. Плещеева; "Отчего?" и "Нет, только тот, кто знал", слова Л. А. Мея; 1869 г.); «Забыть так скоро» (слова А. Н. Апухтина, 1870 г.); 6 романсов, ор. 16 (в том числе «Колыбельная песня», слова А. Н. Майкова; «Погоди», слова Н. П. Грекова; 1872 г.); «Уноси моё сердце» (слова А. А. Фета, 1873 г.); 6 романсов, ор. 25 (в том числе «Примиренье», слова Н. Ф. Щербины; «Канарейка», слова Мея, 1875 г.); 6 романсов и песен, ор. 28 (в том числе «Корольки», слова Грекова; «Он так меня любил», слова Апухтина), 6 романсов, ор. 38 (в том числе Серенада Дон Жуана, "То было раннею весной", "Средь шумного бала", слова Толстого, 1878 г.); 7 романсов, ор. 47 (в том числе «День ли царит», слова Апухтина, "Я ли в поле да не травушка была", слова И. З. Сурикова, 1880 г.); 16 песен для детей, ор. 54 (в том числе «Бабушка и внучек», «Весна» (Травка зеленеет); 6 романсов, ор. 57 (в том числе «Скажи, о чём в тиши ветвей», слова В. А. Соллогуба; «На нивы жёлтые, слова Толстого; «Лишь ты один», слова Плещеева, 1884 г.); 12 романсов (в том числе «Я тебе ничего не скажу», слова А. Фета; «Ночи безумные», слова Апухтина, «Ночь» («Отчего я люблю тебя»), «За окном в степи мелькает», слова Полонского; «Нам звёзды кроткие сияли», слова Плещеева, 1886 г.)

 

Обработки:   50 русских народных песен (для фортепьяно в 4 руки, 1869 г.)

 

Этапы творческого пути:

1840 г.

 Родился в Воткинске

1852 -1859 гг.

Обучение в Училище правоведения

1860 - 1861 гг.

Публикация романса Чайковского на итальянский текст

1862 г.

Поступил в Петербургскую консерваторию

1865 г.

«Характерные танцы» для симфонического оркестра

30 августа 1865 г.

Премьера «Характерных танцев»

1866 - 1878 гг.

Стал профессором Московской консерватории

1866 г.

Сочинил свою Первую симфонию ("Зимние грезы")

1869 г.

Премьера оперы "Воевода" ( после представления уничтожена)

1872 г.

Создание Второй симфонии

1877 г.

Постановка балета «Лебединое озеро»

1884 г.

Поставлена опера «Мазепа»

1885 г.

Избран директором Московского отделения Русского Музыкального Общества

1887 –

начало 1888 г.

Едет в турне по Европе в качестве дирижёра

1890 г.

Опера «Пиковая дама»

1891 г.

Совершает свою первую (и единственную) поездку в Соединенные Штаты, где выступает в Нью-Йорке, Балтиморе и Филадельфии

1891 г.

Ставит оперу «Иоланта» и балет «Щелкунчик»

1893 г.

Пишет Шестую симфониею си минор

25 октября (6 ноября)
1893 г.

Скончался в Петербурге

 Дом Чайковского в Воткинске

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

           

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".