| ||||||||
|
| |||||||
Петя и волкХотя у Прокофьева был сравнительно небольшой опыт написания музыкальных произведений для детей, когда в 1836 г. художественный руководитель Детского музыкального театра Н. Сац предложила ему сочинить симфоническую сказку, которая бы знакомила ребят с музыкальными инструментами, композитор с радостью согласился.
Из книги Натальи Сац «Новеллы моей жизни»: «…я побаивалась, что Сергей Сергеевич напишет детскую симфонию таким сложным музыкальным языком, который будет высоко оценен музыкантами, но недоступен детям, и мы несколько вечеров занимались тем, что он играл мне разные музыкальные произведения. — Я хочу почувствовать, понять, что ты считаешь понятным для детей, что нет и почему, — сказал он….». Текст (он читается в перерывах между музыкальными картинами) о пионере, поймавшем свирепого волка с помощью храброй птички, написал сам композитор. Каждому персонажу этой истории, по замыслу автора, соответствует лейтмотив, звучащий всегда у одного и того же инструмента. Мелодии развиваются, меняются, сплетаются, сталкиваются, и слушателям легко понять ход всей истории и переживания героев. Если внимательно слушать «Петю и волка», то можно научиться различать звучание инструментов оркестра. Так родилось еще одно замечательное произведение, где проявилась остроумнейшая характерность прокофьевского инструментализма. Из книги Натальи Сац «Новеллы моей жизни»: «— Наташа? «Петя и волк» тебе кланяются и ждут дальнейших распоряжений. Мама говорит, что я даже подпрыгнула во время этого разговора от радости, пританцовывала, держа телефонную трубку. — А можно… сегодня же после спектакля послушать эту сказку не только мне, а нескольким ребятам из нашего детского актива — так интересно поскорее узнать, как они будут слушать? Сергей Сергеевич согласился, но сказал, что придет сейчас же, чтобы мы с ним прорепетировали, так как он хочет, чтобы на этом прослушивании текст сказки читала я. И вот мы оба за роялем. Сергей Сергеевич садится, я становлюсь напротив него, кладу на крышку рояля «текст чтеца», который Сергей Сергеевич сам аккуратно выписал для меня чернилами вместе с нотной строчкой, чтобы говорила точно, когда это нужно, по музыке. Конечно, мне надо будет потом долго учить этот текст, чтобы читать его художественно, наизусть, в теснейшей связи с музыкой, но сегодня новорожденный Петя мне простит неточности и волнения. Скорее в театр, прочесть детям! В моем кабинете их собралось десять. Начинаю: — Рано утром пионер Петя открыл калитку и вышел на большую зеленую лужайку… Теперь вступает музыка — Петя весело, не спеша шагает среди полевых цветов, деревья приветствуют его, машут ветвями, цветы кивают, как другу, бабочки садятся на голову, даже рыбешки показывают головы из пруда — Петя любит природу, его манит все живое… И какой свежестью веет от первых же тактов музыки Сергея Сергеевича! Теперь текст: — На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Все вокруг спокойно», — весело зачирикала она, — и вслед за этим на самых высоких нотах раздается удивительно высокое и предприимчивое чириканье — верно, птичка знает, что будет играть в этой сказке немаловажную роль… Сказка нравится ребятам — это сразу замечаю, когда гляжу, как они слушают. Бывает, после конца и хвалят и восторгаются, а во время музыки вертятся, переговариваются, а тут сидят тихо-тихо, хотя собрались больше малыши и сказка беспрерывно идет двадцать четыре минуты. Услышав от меня, что происходит — текст сказки, — они не сводят глаз с клавиатуры — музыка помогает им нарисовать в воображении картины, как все это происходит. Они слушают творчески, у каждого из них возникают свои образы, видения и представления, с которыми так жалко расстаться, когда сказка кончилась…» Сказка завоевала симпатии детской и взрослой публики и стала одним из самых исполняемых музыкальных произведений в мире.
|
||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |