Вебер

 

 

Вебер Карл-Мария (1786-1826)

 

"Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини... волю венцев"

 

     Эти слова, которые выдающийся немецкий композитор Карл-Мария Вебер попросил поместить в качестве собственного автографа на гравюре с его портретом, он считал девизом своего творчества.  

     Карл Вебер родился в Ойтине в ноябре 1786 г. в семье певицы и театрального антрепренёра. Его отец, барон Франц Антон фон Вебер, был опытным скрипачом и директором передвижной театральной труппы. Детство Карла прошло в странствиях по Германии вместе с труппой Вебера старшего.

    Фактически Вебер не получил ни общего, ни системного музыкального образования.  Первым его педагогом по музыке стал сводный брат, который в свое время обучался у Й. Гайдна.  Первые произведения Вебера (которые были напечатаны в 1798 г.) были маленькие фуги. 

     В последствии Карл   занимался композицией М. Гайдна, а так же Г. Фоглера, который привил своему ученику интерес к народным песням и познакомил с "Волшебной флейтой" Моцарта. Эти уроки способствовали раскрытию таланта Вебера, который тот направил на развитие национальной немецкой музыки, а, в частности, создание национальной немецкой оперы.

    Опера привлека Карла Вебера с юных лет. Когда ему было двенадцать, он сочинил свое первое произведение в этом жанре - комическую оперу "Сила любви и вина". Однако судьба этого творения едва ли не обернулась для Германии потерей одного из самых национальных ее композиторов. Дело в том, что шкаф, где хранилась партитура первой оперы Вебера, вдруг сгорел вместе со всем содержимым. А поскольку кроме шкафа, огонь не тронул больше ничего в комнате, юный Карл воспринял это событие, как "знак свыше" и принял решение, не заниматься больше сочинительством. К счастью, страсть к музыке возобладала над суеверием, и уже в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу "Немая лесная девушка". Впервые эта опера была поставлена в 1800 г., а в последствии неоднократно звучала в Вене, Праге и даже Петербурге. Окрыленный успехом, честюлюбивый композитор окончательно решил посвятить себя музыке.

     К семнадцати годам Карл Вебер уже во всю концертировал как пианист и был автором трех опер (помимо двух, упомянутых выше, композитор написал также оперу "Петер Шмоль и его соседи"). С 1804 г. он работал дирижером различных оперных театров Германии, а в 1817 г.  возглавил в Дрездене театр немецкой оперы.

      Вебер - яркий представитель романтического оперного направления первой половины XIX в. На протяжении всей  творческой жизни он работал с народной германской мелодией, которую целеноправленно вводил в свои произвдения. Джулио Конфалоньери писал: "Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным".

    Уже в относительно ранних операх Вебера ("Рюбецаль", 1805 г.; "Сильвана", 1810 г.; "Абу Гасан", 1811 г.) виден интерес композитора к народно-бытовым и сказочным сюжетам, связь с музыкальным фольклором, восточный музыкальный колорит и т.д.

     В 1814 г. (когда в Германии царила атмосфера подъема наициональных чувств в связи с победой над Наполеоном) появились песни Вебера на стихи Т. Кернера ("Lutzows wilde Jagd", "Schwertlied" ), которые были проникнуты идеей освободительной борьбы. Известность Веберу в Германии принес сборник "Лира и меч", а также героико-патриотическая кантата "Битва и победа" (1815 г.) на текст Вольбрука.

    Однако вершиной творчества композитора стала опера "Вольный стрелок". Благодаря ей популярность Вебера превзошла все его самые смелые ожидания. Она была поставлена в 1821 г. в Берлине под руководством автора.

     В 1822 г. по предложению венской оперой Вебер написал "Эврианту", успех которой, однако, был далек от успеха "Вольного стрелка".

     Помимо оперы, благодаря которой имя Вебера вошло в золодой фонд мировой культуры, он писал иструментальную музыку и снискал себе славу выдающиегося исполнителя.

     Последняя опера композитора "Оберон" была поставлена в 1826 г. в Лондоне. Вскоре после премьеры Карл Вебер скончался.

  

Музыкальное наследие:

Оперы: "Сила любви и вина" (Die Macht der Liebe und des Welns, соч. 1798 г., не сохранилась), "Немая лесная девушка" (Das stumme Waldmadchen, первоначальное название - "Лесная девушка", поставлена 1800 г., Фрейберг; под названием - "Немая лесная девушка" поставлена 1800  г. в Хемнице), "Петер Шмоль и его соседи" (Peter Schmoll und seine Nachbarn, либретто Тюрка на основе романа К. Крамера, сочинена 1801-1802 гг.), "Рюбецаль" (Rubezahl, текст Роде, сочинена 1804 г.), "Сильвана" (поставлена 1810 г., Франкфурт-на-Майне), "Абу Гасан" (текст Ф. Химера, сочинена 1810 г., 1811 г., Мюнхен), "Вольный стрелок" (Der Freischutz, сочинена 1817-1820 гг.), "Три Пинто" (Die drei Pintos, сочинена 1820-1821 гг., текст Т. Хелля; опера завершена Г. Малером, поставлена 1888 г., Лейпциг), "Эврианта" (сочинена 1822-1823 гг., поставлена 1823 г., "Кернтнертортеатр", Вена), "Оберон" ("Оберон, или Клятва короля эльфов", Oberon, or the Elf King's oath, 1826 г., поставлена 1826, театр "Ковент-Гарден", Лондон)

 

Произвдения для хора и голосов с оркестром: мессы -Grosse Jugendmesse (Es-dur, 1799 г.), № 1 (Missa sancta in Es, № 1, op. 75, 1818 г.), № 2 (Missa sancta op. 76, G-dur, 1819 г.), Offertorium (Es-dur, 1818 г.; C-dur, 1819 г.)

 

Кантаты: "Der erste Ton" (слова И. Ф. Рохлица, op. 14, 1808 г.), "In seiner Ordnung echafft der Herr" (cлова И. Ф. Рохлица, op. 36, 1812 г.), "Jubel-Kantate" (op. 58, 1818 г.), "Природа и любовь" (Natur und Liebe, cлова Ф. Кинда, op. 61, 1818 г.)

 

Произведения для оркестра: симфонии-№ 1 (C-dur, op. 19, 1807 г.), № 2 (C-dur, без op. 1807 г.), увертюры (1809 г., 1818 г., 1819 г.); концерты для инструмента с оркестром- дпя фортепиано - № 1 (C-dur, op. 11, 1810 г.), № 2 (Es-dur, op. 32, 1812 г.), Концерт штюк для фортепиано с оркестром (f-moll, op. 79. 1821 г.), для кларнета - концертино (c-moll, op. 26, 1811 г.; e-moll, op. 24, 1811 г.), № 1 (f-moll, op. 73, 1811 г.), № 2 (Es-dur, op. 74, 1811 г.), для фагота (F-dur, op. 75, 1811 г.), для валторны (e-moll, op. 45, соч. 1815 г.)

 

Камерные инструментальные произведения:
квинтет для кларнета, 2 скрипок, альта и виолончели (op. 34, 1815 г.), квартет для фортепиано, скрипки, альта и виолончели (без op., 1808 или 1809 гг.), трио для фортепиано, флейты и виолончели (op. 63, g-moll, 1819 г.)

 

Произведения для фортепиано и скрипки:
9 вариаций на тему норвежской песни (op. 22, 1808 г.), 6 сонат (op. 19, 1810 г.)

 

Произведения для фортепиано и гитары:
Дивертисмент (op. 38, 1816 г.)

 

Произведения для фортепиано: сонаты (№ I, C-dur, op. 24, 1812 г.; № 2, As-dur, op. 39, 1816 г.; № 3, d-moll, op. 49, 1816 г.; № 4, e-moll, op. 70, 1822 г.), вариации (op. 2. 1800 г.), 8 вариаций на тему оперы "Castor und Pollux" Г. Фоглера (op. 5, 1804 г.), 7 вариаций на тему арии "Vien qua Dorina" Ф. Бианки (op, 7, 1807 г.), вариации на оригинальную тему (op. 9, 1808 г.), 7 вариаций на тему из оперы "Иосиф в Египте" Мегюля (op. 28, 1812 г.), Air russe varie "Schone Minka", вариации для фортепиано (op. 40. 1815 г.), 7 вариаций на тему цыганской песни (ор. 55, 1817 г.), Momento capriccioso (op. 12, 1808 г.), Большой полонез (Grande polonaise Es-dur, op. 21, 1808 г.), Блестящее рондо (Rondeau brillante, Es-dur, op. 62, 1819 г.), Polacca brilante (E-dur, op. 72, 1819 г.), Приглашение к танцу (Aufforderung zum Tanz, op. 65, 1819 г.)

 

Произвдения для фортепиано в 4 руки:
20 пьес (ор. 3, 1801 г.; ор. 10, 1809 г.; op. 60, 1818 г.)

 

Произведения для кларнeта и фортепиано:
Большой концертный дуэт (B-dur, ор. 48, 1816 г.); романсы и песни (для голоса в сопровождении фортепиано или гитары, в том числе ор. 13, 15, 23, 25, 30, 46, 54, 64 и др.)

 

Музыка к драматическим спектаклям:
"Прециоза" П. А. Вольфа (1820 г.), "Турандот" Гоцци (1821 г.) и др.

Этапы творческого пути:

1786 г.

Родился Карл Мария Фридрих Август Вебер

1798 г.

Первые произведения - маленькие фуги 

1800 г.

Премьера оперы "Das Waldmadchen"

1802 г.

Опера «Peter Schmoll und seine Nachbarn»

1804 г. 

Работал как дирижёр оперных театров

1805 г. 

Опера «Рюбецаль»

1810 г.

Опера «Сильвана»

1811 г.

Опера «Абу-Гассан»

1813 г.

Возглавил оперный театр в Праге

1814 г.

Сочинения воинственных песен на стихи Теодора Кернера: «Lutzows wilde Jagd», «Schwertlied»

 1817 г.

Возглавил немецким музыкальный театр в

Дрездене

5 июня 1826 г.

Скончался в Лондоне

 

Памятник К. Веберу в Дрездене

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".