"Новуходоносер" и другие оперы

 

 

"Новуходоносер" и другие оперы

 Дж. Верди

     Премьера "Навуходоносора" состоялась 9 марта 1842 г. в "Ла Скала" с участием лучших певиц и певцов. По свидетельству современников, в театре давно не было слышно таких бурных и восторженных аплодисментов. Ла Скала содрогался от оваций. Безудержный восторг публики вырвался наружу еще в третьем действии, когда хор запел молитву «Лети же, мысль моя, на крыльях золотых», ставшую впоследствии гимном возрождения Италии.

     В финале действия публика поднялась с мест и горячо приветствовала композитора. До конца 1842 г. опера была исполнена 65 раз. Такого еще не было в истории "Ла Скала".
    После постановки "Навуходоносора" суровый, нелюдимый Верди изменился и стал бывать в обществе. Миланская интеллигенция собиралась в доме горячей патриотки Италии - Кларины Маффеи. С нею у Верди на долгие годы завязались дружеские отношения, нашедшие отражение в переписке, продолжавшейся до ее смерти. Муж Кларины - Андреа Маффеи - был поэтом и переводчиком. На его стихи Верди сочинил два романса, а впоследствии на его же либретто - оперу "Разбойники" по драме Шиллера. Дружба композитора с Маффеи оказала большое влияние на окончательное формирование его политических и творческих идеалов.
       Знаменитая поэма "Освобожденный Иерусалим" выдающегося итальянского поэта Торквато Тассо стала основой для либретто следующую оперы Верди под названием "Ломбардцы в Первом крестовом походе". Подобно тому, как в "Навуходоносоре" под библейскими иудеями подразумевались современные итальянцы, так и в "Ломбардцах" под крестоносцами имелись в виду патриоты современной Италии. Это определило  в скором времени грандиозный успех "Ломбардцев" по всей стране. 

     Премьера "Ломбардцев" состоялась в театре "Ла Скала" 11 февраля 1843 г. Спектакль вылился в яркую политическую демонстрацию, сильно встревожившую австрийские власти. Заключительный хор крестоносцев был воспринят как страстный призыв итальянского народа к борьбе за свободу родины. После постановки в Милане началось триумфальное шествие "Ломбардцев" по другим городам Италии и странам Европы. Ставилась она и в России.
      "Навуходоносор" и "Ломбардцы" прославили Верди по всей Италии. Оперные театры один за другим стали предлагать ему заказы на новые оперы. Первый заказ сделал венецианский театр "Ла Фениче", предоставив выбор сюжета на усмотрение композитора. Приняв заказ,  Верди приступил к поискам темы. Перебрав несколько литературных произведений, он остановился на драме "Эрнани" Виктора Гюго.

     Работая над "Эрнани" со страстным увлечением, композитор за несколько месяцев написал партитуру четырехактной оперы. Премьера "Эрнани" состоялась 9 марта 1844 г. в венецианском театре "Ла Фениче". Успех был огромным. Сюжет оперы, ее идейное содержание оказались близки итальянцам. Благородный образ гонимого Эрнани напоминал об изгнанных из страны патриотах, в хоре заговорщиков слышался призыв к борьбе за освобождение родины, прославление рыцарской чести и доблести будило чувство патриотического долга. Представления "Эрнани" превращались в яркие политические демонстрации.

 Репродукция картины Э. Дега "Оперный оркестр"

    В те годы Верди развил исключительно интенсивную творческую деятельность: премьера следовала за премьерой. Не прошло и восьми месяцев после премьеры "Эрнани", как 3 ноября 1844 г. в римском театре "Арджентина" состоялось первое представление новой, уже шестой, оперы Верди - "Двое Фоскари". Литературным источником для нее послужила одноименная трагедия великого английского поэта и драматурга Джорджа-Гордона Байрона.
     После Байрона внимание Верди привлек немецкий поэт и драматург Фридрих Шиллер, а именно - его историческая трагедия "Орлеанская дева". Героический и вместе с тем трогательный образ девушки-патриотки, воплощенный в трагедии Шиллера, вдохновил Верди на создание оперы "Джованна д'Арко". Премьера ее состоялась в миланском театре "Ла Скала" 15 февраля 1845 г.

     Верди с юности восхищался гением Шекспира. Он с увлечением читал и перечитывал его трагедии, драмы, исторические хроники, комедии. Для сочинения оперы на шекспировский сюжет он избрал трагедию "Макбет". Премьера "Макбета" состоялась 14 марта 1847 г. во Флоренции. Опера имела большой успех, как здесь, так и в Венеции, где вскоре была поставлена. На представлении "Макбета" в Венеции зрители, охваченные единым патриотическим порывом, мощным хором подхватили полюбившееся мелодии.
     В середине лета 1847 г. в Лондоне состоялась премьера очередной оперы Верди "Разбойники", написанной по одноименной драме Фридриха Шиллера. После Лондона Верди несколько месяцев прожил в Париже.

     Наступил исторический 1848 г. Мощная революционная волна прокатилась по Европе. Воодушевленный революционными событиями 1848 г.  композитором пишет героико-патриотическую оперу "Битва при Леньяно". Опера имела оглушительный успех. Сюжет, почерпнутый из героической истории итальянского народа, воскрешал на сцене известное событие - разгром в 1176 г. объединенными ломбардскими войсками  армии германского императора Фридриха Барбароссы. Представления "Битвы под Леньяно", проходившие в театре, украшенном национальными флагами, сопровождались яркими патриотическими демонстрациями римлян, которые в феврале 1849 г. провозгласили республику.
     Не прошло и года с римской премьеры "Битвы при Леньяно", как в декабре 1849 г.  в неаполитанском театре "Сан Карло" была поставлена новая опера Верди "Луиза Миллер" Ее литературным источником стала "мещанская драма" Шиллера "Коварство и любовь", направленная против сословного неравенства и княжеского деспотизма.
     "Луиза Миллер" - первая опера Верди лирико-бытового плана. Действующими лицами в ней являются простые люди.

     Верди устал вести кочевой образ жизни. Ему захотелось обосноваться где-нибудь навсегда, тем более что он уже не был одинок. Как раз в это время в окрестностях Буссето продавалось богатое имение Сант-Агата. Верди, располагавший тогда определенными средствами, купил его и в начале 1850 г. переехал сюда с супругой на постоянное жительство. Кипучая композиторская деятельность вынуждала Верди разъезжать по Европе, но Сант-Агата с той поры стала его любимой резиденцией до конца жизни. Лишь зимние месяцы композитор предпочитал проводить либо в Милане, либо в приморской Генуе - в палаццо Дорна.
     Первой оперой, сочиненной в Сант-Агате, стала "Стиффелио", пятнадцатая в творческом портфеле Верди. В период работы над "Стиффелио" Верди обдумывал планы будущих опер и частично набрасывал к ним музыку. Он  уже считался одним из крупнейших композиторов мира. Но вершина его творчества была впереди. Впереди были оперы, обессмертившие его имя. "Риголетто", "Трубадур" и "Травиата" стали самыми популярными операми в мире. Созданные одна за другой в течение двух лет, они образовали как бы трилогию.
     Джузеппе Верди, как бы, представил миру новый вид оперы. Завершающая трилогию знаменитая "Травиата" оказалась глубоко правдивой психологической музыкальной драмой из жизни его современников. Для середины XIX в. это было ново и смело, так как раньше в операх преобладали исторические, библейские, мифологические сюжеты. Надо отметить, что первая постановка оперы провалилась. Шестого марта 1854 г. состоялась вторая премьера, на этот раз в венецианском театре "Сан Бенедетто". На этот раз слушатели не только ее поняли, но и горячо полюбили. Вскоре "Травиата" стала популярнейшей оперой в Италии и других странах мира.

      В 1850-1860 гг. оперы Верди идут на всех крупнейших сценах Европы. Для Петербурга композитор пишет оперу "Сила судьбы", для Парижа - "Сицилийская вечерня", "Дон Карлос", для Неаполя - "Бал-маскарад". "Сила судьбы" - была написана по заказу дирекции петербургских императорских театров. Эта опера предназначалась для итальянской труппы, с 1843 г. постоянно выступавшей в Петербурге и имевшей исключительный успех. 10 ноября 1862 г. состоялась премьера оперы. Петербуржцы горячо приветствовали прославленного композитора.

     Характерно, что сам Верди, на заданный ему однажды вопрос, какую из своих опер он больше всего любит, ответил, что, как любитель предпочитает "Травиату", а как профессионал выше ставит «Риголетто».

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".