Вивальди

 

 

Вивальди Антонио (1678–1741)

     Творчество великого итальянского композитора Антонио Вивальди было на долгие годы забыто и вновь открыто лишь в 20-е гг. XX в. Более того, пять концертов Вивальди, переложенные для фортепьяно или органа с оркестром  И.С. Бахом (который всерьез заинтересовался работами талантливого итальянца), долгое время считались произведениями последнего.     

     О личности Вивальди известно не много. До нас дошли прозвища, которыми современники наградили композитора благодаря ярко рыжему цвету его волос - так, Вивальди называли не то "рыжим попом", не то  "красным ксендзом". Кроме того известно, Вивальди был невысокого роста, с впалой грудью и узкими плечами. С портрета, где изображен этот выдающийся композитор эпохи барокко, смотрит немного печальное лицо с большими светлыми глазами, высоким покатым лбом, крючковатым носом и выступающим вперед подбородком.

     Благодаря невероятной работоспособности Антонио Вивальди оставил потомкам 500 крупных инструментальных произведений, 48 опер, множество духовных сочинений, которые звучат сейчас на концертных эстрадах всего мира, поражая слушателей динамичностью и экспрессией.

 

     Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 г. в Венеции. Мальчик появился на свет недоношенным и из-за смертельной опасности был тут же крещен повивальной бабкой под именем Антонио Лучио. Антонио выжил, но всю жизнь отличался слабым здоровьем (страдал припадками удушья, не мог подниматься по лестнице и ходить пешком), что, однако с лихвой восполнялось его кипучей внутренней силой и энергией.   

    Музыкальное дарование Вивальди проявилось рано. Известно, что уже в возрасте десяти лет он замещал своего отца - музыканта капеллы собора святого Марка в Венеции, - который обучил сына игре на скрипке.

     Точных сведений о дальнейшем музыкальном образовании Антонио Вивальди нет, однако существует версия, что мальчик занимался композцией у известного Дж. Легренци. Так же есть предположение, что первое его самостоятельное сочинение относится к 1691 г.

     Многолетняя деятельность отца Вивальди в соборе Св. Марка во многом определила дальнейший выбор Антонио. В 1693 г., согласно документам, он получил тонзуру и звание "вратаря" (низшая степень священства), а в 1703 г. принял сан священника. Почти все предшествующее этому событию время Вивальди посвящал музыке и снискал себе репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.

     Вскоре после принятия сана Вивальди был приглашён в качестве руководителя классов скрипки, пения и оркестра в венецианскую женскую консерваторию "делла Пьета", известную как одну из лучших музыкальных школ для девочек. В период своей работы в "делла Пьета" Вивальди было создано огромное количество духовной и светской музыки, особенно инструментальной. Начиная с 1705 г. произведения композитора активно издаются в Италии и за ее пределами.

     В 1713 г. Вивальди официально стал главным композитором "Пьеты". К этому же времени относятся первые оперы композитора. А не прошло и пяти лет, как его слава на этом поприще распространилась далеко за пределы Венеции.

     В 1718-1722 гг. Вивальди находился на службе у герцога Мантуанского, концентрируя в Италии и других европейских странах. Тогда же композитор познакомился с оперной певицей Анной Жиро - событие, которое в последствии столкнет Вивальди с церковными кругами. Когда после трехгодичного отсутстсвия Антонио вернулся в Венецию, Анна Жиро приехала вместе с ним, вскоре получив от венецианцев прозвище "подруга рыжего священника".

     В 1725 г. Вивальди был отстранён от работы в "Пьета"  и продолжил концертные путешествия по крупнейшим городам Европы.

    Однако причины конфликта композитора с представителями церкви были не только в Анне Жиро. Так, Вивальди едва не подвергся преследованиям инквизиции за то, что во время богослужения покинул алтарь, чтобы записать пришедшую ему в этот момент удачную музыкальную мысль. И лишь то, что композитора обьявили ненормальным, спасло его от тяжелых последствий.

   После десяти лет концертных поездок и успешных представлений его сочинений в 1735 г. Вивальди вновь на короткий срок стал капельмейстером в "Пьете". Однако новое столкновение с церковью не заставило себя ждать. В 1737 г. апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару. «Это потому, — говорил Вивальди, — что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».

     Знаменательно, что Ш. де Бросс, который познакомился с Вивальди в 1739 г., писал из Венеции: «К моему большому изумлению, я нашел, что его здесь ценят далеко не столь высоко, как он того заслуживает, — здесь, где все зависит от моды, где слишком долго слушали его вещи и где прошлогодняя музыка уже не делает сборов».

     В результате композитор покинул Венецию и переехал в Вену. 

    Здесь, в бедности, Антонио Вивальди умер в 1741 г.

  

Музыкальное наследие: 

Оперы: "Роланд - мнимый безумный" (Orlando fiato pozzo, 1714 г.), "Нерон, ставший Цезарем" (Nerone fatto Cesare, 1715 г.), "Коронация Дария" (L'incoronazione di Daria, 1716 г.), "Обман, торжествующий в любви" (L'inganno trionfante in amore, 1725 г.), "Фарначе" (1727 г.), "Кунегонда" (1727 г.), "Олимпиада" (1734 г.), "Гризельда" (1735 г.), "Аристид" (1735 г.), "Оракул в Мессении" (1738 г.), "Ферасп" (1739 г.)

 

Оратории: "Моисей, бог фараона" (Moyses Deus Pharaonis, 1714 г.), "Торжествующая Юдифь" (Juditha Triumphans devicta Holo-fernis barbarie, 1716 г.), "Поклонение волхвов" (L'Adorazione delli tre Re Magi, 1722 г.)

 

Светские кантаты: в том числе 37 для голоса с бассо континуо, 14 для голоса со струн, оркестром большая кантата "Глориа и Гименей" (1725 г.)

 

Серенады для 1-4 голосов: в том числе "Празднующая Сена" (La Senna festeg-giante, 1729 г.)

 

Культовая музыка (около 55 произведений): в том числе Stabat Mater, мотеты, псалмы и др.

 

Инструментальные произведения:
76 сонат (с бассо континуо), в том числе 30 для скрипки, 19 для 2 скрипок, 10 для виолончели, 1 для скрипки и виолончели, 2 для лютни и скрипки, 2 для гобоя; 465 концертов, в том числе 49 кончерти гросси, 331 для одного инструмента с бассо континуо (228 для скрипки, 27 для виолончели, 6 для виоль д'амур, 13 для поперечной, 3 для продольной флейт, 12 для гобоя, 38 для фагота, 1 для мандолины) 38 для 2 инструментов с бассо континуо (25 для скрипки, 2 для виолончели, 3 для скрипки и виолончели, 2 для валторн, 1 для мандолин), 32 для 3 и более инструментов с бассо континуо.

 Этапы творческого пути:

1678 г. 

В Венеции родился композитор, скрипач и дирижер Антонио Вивальди

1703 г.

Принял сан священника

1703-1725 гг.

Вивальди - дирижер оркестра и руководитель концертов

1712 г. В Амстердаме выходят 12 концертов для одной, двух и четырех скрипок с сопровождением

с 1713 г.  

Руководитель оркестра и хора в "делла Пьета" в Венеции

1714 г.

Опера "Роланд - мнимый безумный"

1715 г.

Опера "Нерон, ставший Цезарем"

1716 г. Оратория "Юдифь торжествующая"

1718 -1722 гг.

Состоял на службе у герцога Мантуанского

1723 г. Премьера в Риме оперы Вивальди "Геркулес на Термодонте"
1724 г.

Опера «Юстин и Добродетель, торжествующая над любовью и ненавистью»

1725 г. В Амстердаме изданы "Времена года"

1735 г.

Некоторое время работал капельмейстером в "Пьете"

1740 г.

Последнее исполение музыки Вивальди в "Пьете" 

1741 г.

Скончался в Вене

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

Концерты для скрипки с оркестром:

 

       

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".