"Сказочные" оперы Римского-Корсакова. Опера "Снегурочка".

 

 

"Сказочные" оперы Римского-Корсакова. Опера "Снегурочка"

 

 Сцена из оперы "Снегурочка"

      Наиболее полно дарование Римского-Корсакова проявилось в произведениях, связанных с миром сказки и с разнообразными формами русского народного творчества. Здесь раскрылся его живописно-изобразительный дар, чистота лирики — искренней, но несколько созерцательной, без повышенной эмоциональной напряжённости.

     После нескольких творческих неудач к композитору пришло вдохновение. И пришло оно со страниц гоголевских рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». В балакиревском кружке любили читать Н.В. Гоголя вслух, кроме того, в детстве Николай частенько зачитывался завораживающими, страшными и смешными одновременно книгами этого писателя, - поэтому повесть «Майская ночь или утопленница» была Римскому-Корсакову хорошо знакома.

     «Я с детства обожал «Вечера на хуторе», и «Майская ночь» нравилась мне чуть ли не преимущественно перед всеми повестями этого цикла. Жена моя, ещё будучи моей невестой, часто уговаривала меня написать когда-нибудь оперу на этот сюжет. Мы вместе с ней читали эту повесть в день, когда я сделал ей предложение. С тех пор мысль о «Майской ночи» не покидала меня», — вспоминал композитор.

     В 1878 г. он приступил к работе над оперой «Майская ночь», стремясь сохранить колоритный язык героев и общий дух повести Гоголя. Десяток лет спустя он вновь обратится к творчеству этого писателя, используя другую повесть из сборника «Вечеров..» для оперы «Ночь под Рождество».

     Новые тенденции, характерные для русского искусства начала XX в., нашли отражение в опере «Сказка о царе Салтане» (по сказке А.С. Пушкина, 1900 г.) — веселой опере в духе занимательного ярмарочного представления.

     Сказка А.Н. Островского «Снегурочка» была в первый раз прочитана Римским-Корсаковым около 1874 г. (когда она только появилась в печати), и, по признанию самого композитора мало ему понравилась. 

     Весенняя сказка "Снегурочка", основанная на народных сказках, песнях, преданиях и легендах, удалена от социальной реальности российского общества. В фольклорной форме она выражает представления драматурга о природе женских характеров, чувств, о смысле любви. Это отражение поэтических и утопических взглядов Островского на возможность гармонических отношений между людьми.  

     Зимой 1879-1880 гг. Римский-Корсаков перечел "Снегурочку" и на этот раз «точно прозрел на ее удивительную красоту». Воодушевленный, он отправился в Москву, чтобы встретиться с Островским и испросить у того разрешения воспользоваться его произведением для создания либретто с правом внесения в драму необходимых при работе над оперой изменений. Драматург принял композитора очень любезно, предоставил право должным образом распоряжаться текстом и даже подарил экземпляр своей сказки.

 А. Н. Островский

    Лето 1880 г. Римский-Корсаков провел в деревне Стелево. Это было его первое лето в настоящей русской деревне. И все — пейзаж, пение птиц, обстановка - необычайно вдохновляли композитора на работу с партитурой.

    «…С первого дня водворения в Стелёве я принялся за «Снегурочку». Я сочинял каждый день и целый день и в тоже время успевал много гулять с женой, помогал ей варить варенье, искать грибы и т. д. Но музыкальные мысли и их обработка преследовали меня неотступно. Сочинение и записывание сочинённого пошли очень быстро… Весь набросок оперы закончен 12 августа… Ни одно сочинение не давалось мне до сих пор с такой лёгкостью и скоростью, как ”Снегурочка“» («Летопись моей музыкальной жизни»,

Н.А. Римский-Корсаков).

     «О сочинении “Снегурочки” никто не знал, — писал композитор, — «ибо дело это я держал в тайне, и, объявив по приезде в Петербург своим близким об окончании эскиза, я тем самым немало их удивил».

    Премьера оперы состоялась в начале 1882 г. Н.Ф. Тюменев, ученик Римского-Корсакова, вспоминал об этом событии: «Поставлена «Снегурочка» была роскошно... Таких постановок уже давно не бывало на нашей сцене... Костюмы даже на хористах и статистах были великолепны... Вокальное исполнение, за немногими исключениями, было вполне удовлетворительно».

     Островский, для которого сценическая жизнь «Снегурочки» была неотделимой от музыки Чайковского, сказал: «Музыка Корсакова к моей «Снегурочке» удивительна; я ничего не мог никогда себе представить более подходящего и так живо выражающего всю поэзию древнего языческого культа и этой сперва снежно-холодной, а потом неудержимо страстной героини сказки».

     «…делая общий разбор музыки „Снегурочки“, — писал композитор, — следует сказать, что в этой опере я в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя ихпреимущественно из моего сборника… Сверх того, многие мелкие мотивы или попевки, составные части более или менее длинных мелодий, несомненно, черпались мною из подобных же мелких попевок в различных народных мелодиях…»

 

СНЕГУРОЧКА

(Весенняя сказка)

 

Опера в четырех действиях с прологом

Николая Андреевича Римского-Корсакова

на либретто композитора,

основанное на одноименной пьесе А.Н.Островского.

Действующие лица:

 

В прологе:

 

Весна-красна………………………………………………………….................................меццо-сопрано

Дед-Мороз…………………………………………………………………………........................................бас

Девушка-Снегурочка…………………………………………………………............................... сопрано

Леший……………………………………………………………………………....................................... тенор

Масленица (соломенное чучело)………………………………………………….............................бас

Бобыль Бакула……………………………………………………………………....................................тенор

Бобылиха, его жена…………………………………………………….............................меццо-сопрано

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи,

сороки, скворцы, жаворонки и другие. Берендеи

обоего пола и всякого возраста

 

.

В опере:

 

Царь Берендей………………………………………………………………………..................................тенор

Бермята, ближний боярин……………………………………………………………..............................бас

Весна-Красна……………………………………………………………..............................меццо-сопрано

Девушка-Снегурочка……………………………………………………………..............................сопрано

Бобыль Бакула………………………………………………………………………..................................тенор

Бобылиха…………………………………………………………………................................меццо-сопрано

Лель, пастух……………………………………………………………………………..................................альт

Купава, молодая девушка, дочь богатого слобожанина………………………...............сопрано

Мизгирь, торговый гость из посада Берендеева………………………………….................бapитoн

Первый бирюч……………………………………………………………………………..................................бас

Второй бирюч…………………………………………………………………………..................................тенор

Царский отрок………………………………………………………………............................меццо-сопрано

Леший…………………………………………………………………………………......................................тенор

Бояре, боярыни и свита царя, гусляры слепые,

скоморохи, гудочники, волынщики, пастухи,

парни и девки, берендеи всякого звания, обоего

пола, лешие, цветы — свита Весны

 

Время действия: доисторические времена.

Место действия: страна берендеев.

 

Краткое содержание

 

Пролог

     Леший предвосхищает появление Весны. В сопровождении зверей и птиц появляется Весна. Шестнадцать лет назад она стала женою сурового и старого Мороза и у них появилась дочка — Снегурочка. С тех пор страна берендеев подвержена жестоким зимам и холодам весенним, так как Ярило-Солнце с ревностью взирает на этот союз.

     Деду Морозу пришла пора покинуть Берендеево царство, но его беспокоит судьба дочери. Мороз прослышал, что Ярило задумал погубить Снегурочку, заронив в ее душе огонь любви. Мороз и Весна решают отдать дочь в слободку к Бобылю и Бобылихе.

Появляется Снегурочка. Она не скрывает своей радости, узнав, что ей предстоит поселиться среди людей. Мороз и Весна прощаются с дочкой и поручают Лешему присматривать за ней и не давать в обиду.

     Постепенно Красная горка заполняется народом. Леший прячет Снегурочку. Берендеи провожают масленицу. Бобыль и Бобылиха замечают Снегурочку, они рады принять ее в свою семью. Снегурочка прощается с прошлой жизнью, отныне она будет жить среди людей.

 

Первое действие.

 

     Деревня Берендеевка. Народ обсуждает приход Снегурочки. Появляется Лель. Бобыль и Бобылиха знакомят его со Снегурочкой. Девушке очень нравится юный пастух и его песни. Она просит спеть ей в награду за цветок. Лель поет песню, но отвлекается на других девушек и забывает про Снегурочку. Ей обидно, что Лель скучает с ней, и она решает попросить у матери-Весны немножко сердечного тепла, которое зажгло бы сердце Леля. Купава, подруга Снегурочки, сочувствует ей, но торопится поделиться своей радостью. Она счастлива: сегодня в слободу приезжает ее жених Мизгирь. По обычаю, жених выкупает невесту у девушек и парней Берендеевки. Начинается свадебный обряд, но взгляд Мизгиря падает на Снегурочку. Потрясенный ее красотой, Мизгирь отказывается от Купавы и умоляет Снегурочку полюбить его. Купава опозорена. В отчаянии она хочет утопиться, но Лель удерживает ее. Народ осуждает Мизгиря и советует Купаве искать на него управы у царя Берендея.

 

Второе действие.

 

     Слепцы, возглавляемые Лешим, славят царя Берендея. Но сам Берендей неспокоен, он чувствует немилость Ярилы-Солнца: лето год от года все короче, а весна холодней.

Чтобы вернуть расположение Ярилы, Берендей принимает решение: отметить Ярилин день венчанием всех женихов и невест Берендеева царства. Заливаясь горькими слезами, вбегает Купава. Она просит Берендея заступиться за нее и наказать обидчика — Мизгиря за измену и позор. Берендей разгневан. Он велит разыскать Мизгиря и созвать народ на царский суд. Царь требует, чтобы Мизгирь женился на обиженной девушке. Но Мизгирь отрекается от Купавы: он любит Снегурочку. Берендей осуждает Мизгиря на вечное изгнание, но появляется Снегурочка и царь, пораженный ее красотой, изменяет свое решение. До наступления Ярилиного дня Мизгирь попытается зажечь «Снегурочки нетронутое сердце».

 

Третье действие.

 Н. К. Рерих. "Снегурочка и Лель"

 

     В заповедном лесу Берендеева царства накануне Ярилина дня парни и девушки водят хороводы. Растроганный пением Леля, царь предлагает ему выбрать девушку, которая перед всем народом наградила бы «певца любви горячим поцелуем». Снегурочка ждет, что Лель выберет ее, но пастух выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес.

Народ расходится. Снегурочка одна грустит и мечтает о Леле. Появляется Мизгирь. Его страстные речи пугают Снегурочку. В смятении она убегает. Мизгирь хочет последовать за ней, но Леший останавливает его и прогоняет.

 

Четвертое действие.

 

     Ранним утром Снегурочка у озера ждет свою мать — Весну. Появляется Весна-красна, окруженная цветами. Это ее последний час на земле берендеев. С рассветом бог Ярило вступает в свои права, и наступает лето. На прощание Весна дарит дочери венок из волшебных цветов, дарующий способность любить, и предостерегает ее от жарких глаз Ярилы-солнца.

     Приходит измученный поисками Снегурочки Мизгирь. Девушка не может оторвать восторженного, влюбленного взгляда от Мизгиря, ее сердце теснят неведомые чувства.

     Долина заполняется народом. Приходит и царь Берендей со своей свитой. Мизгирь просит царя благословить его брачный союз со Снегурочкой. Яркий луч солнца падает на дитя Мороза и Весны. Не в силах вынести жгучих лучей Ярилы, Снегурочка тает. Мизгирь в отчаянии бросается в озеро.

    Однако «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря» не должны тревожить берендеев, — мудро заключает царь. Смерть Снегурочки смягчит гнев Ярилы-Солнца и он вновь обратит свой благосклонный взор на страну берендеев, на их земле воцарится мир и благоденствие.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".