"Три поэмы Стефана Малларме"

 

 

"Три поэмы Стефана Малларме"

 

 Портрет Стефана Маларме. Эдуард Мане

     Признанным главой французского символизма был Стефан Малларме (1842 - 1898 гг.). Его первые стихи, отмеченные влиянием парнасцев и Бодлера, появились в начале 60-х гг. Среди них особый интерес представляла эклога "Послеполуденный [31] отдых фавна" (1865-1866 гг.), на тему которой К. Дебюсси в 1892 г. написал симфоническую прелюдию под тем же названием.

     «Назвать предмет - значит на три четверти уничтожить прелесть, которая заключается в постепенном угадывании, внушить его - вот мечта», - утверждал поэт. Его стихотворения - "квинтэссенции непонятности", ибо в поисках символистских иносказаний Малларме создавал насыщенные изощренными метафорами произведения, в которых созвучия были важнее смысла и господствовало сверхформальное расчленение предложений.

     Сонет "Кружево" весьма характерен для "герметической" (как называют ее исследователи) манеры его автора:

Отходит кружево опять

В сомнении Игры верховной

Полуоткрыв альков греховный -

Отсутствующую кровать.

С себе подобной продолжать

Гирлянда хочет спор любовный,

Чтоб, в глади зеркала бескровной

Порхая, тайну обнажить.

Но у того, чьим снам опора

Печально спящая мандора,

Его виденья золотя,

Она таит от стекол окон

Живот, к которому привлек он

Ее, как нежное дитя.

 

     Абстрактная идея небытия и внутренней, душевной опустошенности, одиночества, лежащая в основе сонета, передается с помощью таинственных, как бы зашифрованных образов, которые возникают неожиданно и подчиняются не прямым, а косвенным рядам ассоциаций: "сомнение верховной Игры" (предрассветный час), "вечное отсутствие кровати" (одиночество), "пустое музыкальное небытие" (творческое бессилие) и др. Малларме разрушает привычные семантические и синтаксические связи слов и выражений, допускает инверсии целых фраз и даже стихов, переносы отдельных частей речи и членов предложения, ищет неожиданные словосочетания ради предельной ассоциативной сжатости и ритмической музыкальности. Это чрезвычайно затрудняет понимание его произведений.

     Равель написал о созданном им в 1913 г. камерном опусе «Три поэмы Стефана Малларме»: "я хотел передать в этой музыке особенности поэзии Малларме и прежде всего свойственную ему изысканность и глубину. "Изгибы крупа и прыжка" - самый странный, чтобы не сказать "непостижимый" из сонетов Малларме. В нем я применил почти такую же инструментовку, как Шенберг в "Лунном Пьеро".




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".