"Болеро"

 

 

"Болеро"

Болеро

    

Равель сочинил “Болеро” летом 1928 г. в своем уединенном доме под названием “Бельведер” в пятидесяти километрах от Парижа, в маленькой деревушке Монфор-л’Амори.

     «Болеро» было написано пятидесятитрехлетним Морисом Равелем по заказу Иды Рубинштейн для ее только что организованной балетной труппы и исполнено одновременно с его "Вальсом" в премьерный вечер 22 ноября 1928 г. Хореография и идея постановки принадлежит первой женщине-балетмейстеру Брониславе Нижинской, а декорации выполнены Александром Бенуа. Сцена изображала один из дешевых трактиров Барселоны, где на огромном столе танцевала женщина (Ида Рубинштейн), а вокруг теснились охваченные страстью мужчины.

     “Болеро” - второе испанское симфоническое произведение Мориса Равеля после “Испанской рапсодии” 1907 г. (в жанре оперы композитор написал на испанскую тему еще и “Испанский час”).

     Его творческая жизнь прекратилась в 1932 г. – за пять лет до кончины (все последние годы Равель тяжело болел) - сочинением трех песен Дон Кихота к Дульцинее, где так же присутствует испанский мотив. Впрочем, интерес Равеля к испанской культуре легко объясним - его мать Мария Делурт была испанкой (точнее, уроженкой Cтраны Басков), что наложило отпечаток на творческую личность композитора.

     В письме своему испанскому коллеге, молодому композитору Хоакино Нину Равель написал о “Болеро”: “Нет формы в собственном смысле слова, нет развития, нет или почти нет модуляций. Тема в жанре Падильи, ритм и оркестр”. А в своей краткой автобиографии композитор поведал: «В 1928 году, по просьбе г-жи Рубинштейн, я сочинил "Болеро" для оркестра. Это танцевальная музыка, которая должна исполняться в ровном, умеренном темпе; она построена на упорном повторении

 одной и той же мелодии и гармонии, однообразный ритм которых все время отбивается барабаном. Единственный элемент разнообразия в нем - это все нарастающее оркестровое crescendo».

     Первая тема написана в чистом до мажоре, и в ней, при всей строгости, присутствует и некий баскский тон. Затем вторая тема (ее можно назвать контртемой) – очень томительная, со странными гармоническими поворотами, производящаяя впечатление какого-то восточного рисунка – мавританского, андалусского. Кстати, сам Равель так высказался однажды по поводу мелодии “Болеро”: “Народный мотив обычного испано-арабского рода”.

     Давно уже замечено, что в “Болеро” Равеля очень мало общего с подлинным испанским танцем - с настоящим испанским болеро. Труднее остальных воспринимают произведение Равеля именно испанцы. Они настроены на другую музыку. Истинное испанское болеро должно звучать по крайней мере вдвое быстрее равелевского.

     Самое изумительное в “Болеро” – это динамическая тембровая прогрессия, не имеющая прецедентов в истории музыки. Равель выказал себя уникальным виртуозом композиторской техники. Степень звукового напряжения постепенно нарастает. Динамическая прогрессия ощущается в каждом такте. Во многом это связано со  стремительным переходом от инструмента к инструменту. Вначале играют две флейты, затем кларнет, далее фагот, малый кларнет, альтовый гобой, и только во второй половине произведения появляется медный инструмент – засурдиненная труба. Дается очень причудливое звучание: саксофоны – саксофон-тенор, саксофон-сопранино, саксофон-сопрано, вслед за ними тромбоны... Только при четвертом полном проведении темы появляются струнные. В общей сложности это двенадцатое проведение темы. Далее – тутти. Ритм поддерживают медь и ударные. Мелодическую тему ведут струнные инструменты.

     Оркестровка “Болеро” – это не смешение красок, как у импрессионистов в живописи и в музыке, а чистые колориты, чистые цвета. Если искать аналогию в живописи, то на ум сразу приходят полотна Анри Матисса.

     “Болеро” имело оглушительный успех в Европе 1928 г., став настоящим шлягером. Тему “Болеро” напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице - казалось, ее способен был насвистеть каждый любитель музыки. И вместе с тем “Болеро” в равной степени восхищались и профессионалы. Так, Сергей Прокофьев назвал “Болеро” чудом искусства.

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".