"Риенци" и "Летучий голландец"

 

 

"Риенци" и "Летучий голландец"

 Афиша премьерного спектакля "Летучий голландец". Дрезден. 1843 г.

Летучий  голландец. Эскиз декорации к опере

Р. Вагнера. Художник М. Брюкнер

      Третья опера Вагнера - "Риенци" (1838-1840) создавалась с мечтой завоевать Парижскую Оперу. Дирижируя оперой в Риге, он принялся за новый труд, вдохновленный историческим романом Бульвера "Риэнци", который повествует о последнем народном трибуне, свергнувшем в XIV в. в Риме власть патрициев.

      Трагедия “Риенци” была задумана в форме большой пятиактной оперы с пятью финалами, с гимнами, кортежами, воинственными сценами и т. п. Композитор не хотел вводить в свое произведение ни дуэтов, ни трио, ни больших арий, но они появлялись сами собой, потому что его творческое воображение часто посещали эти традиционные формы большой оперы. 

       Вагнер написал хорошее либретто, достаточно интересное и без пошлостей. В результате, Вагнер-драматург оказался выше, как это ни парадоксально, Вагнера-композитора. В последствии он  очень пренебрежительно отзывался о "Риенци", которое мало удовлетворяло требованиям его эстетики. Уже в 1847 г., управляя репетициями “Риенци” в Берлине, Вагнер заметил, что некоторые партии требовали от певцов чрезвычайных физических усилий, и просил актеров простить ему эту ошибку как “грех юности”. Позднее, в своей переписке с Листом, он откровенно заявил, что более уже не интересуется “Риенци” и смотрит на него как на пьесу эффекта, годную самое большее на то, чтобы приносить несколько денег. Наконец, в своих “Письмах о музыке” (1861 г.) Вагнер отозвался о "Риенци" довольно пренебрежительно, как о работе, “полной юношеского огня”, но с исторической точки зрения не имеющей большого значения.

      И тем не менее, премьера "Риенци", которая состоялась в 1842 г. в Дрездене, прошла с большим успехом. Однако Вагнер, который пошел навстречу буржуазным вкусам, уже в следующем своем произведении резко повернул в сторону и вступил на бескомпромиссный путь смелых творческих дерзаний.

   Идея написать оперу на сюжет "Моряка-скитальца" пришла ему в голову во время морского путешествия из Риги во Францию, когда корабль, на котором плыл композитор, застигла буря. Этот замысел он реализовал в Париже, написав трехактную оперу в семь недель. В основе либретто легли старинные легенды эпохи великих заокеанских путешествий XVI в.

     В 1840 г. Вагнер набросал текст драмы, а в 1841 г. окончил музыку.  

     "Я начал с хора матросов и хора за прялкой, - вспоминал Вагнер. - В семь недель была сочинена вся опера". Увертюра была написана позже, спустя два месяца.

     Премьера "Голландца" состоялась в Дрездене в 1843 г. под управлением автора и принесла успех, но всё же опера не была оценена по достоинству.

     В поставленном "Голландце" публика не нашла того блеска и эффектов, которых ожидала после "Риэнци". Представление обеих опер в Гамбурге и Берлине тоже не увенчалось ожидаемым успехом. Но Вагнер, который с каждой новой оперой все дальше уходил по своей собственной творческой тропе, сильно опережая взгляды современной ему публики, едва ли мог рассчитывать на сиюминутный успех.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".