"Времена года"

 

 

"Времена года"

 "Весна". С. Боттиччели, 1478 г.

ВЕСНА
(La Primavera)

перевод В. Григорьева

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.


Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.


Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.


Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами. 

 

     К началу каждого из четырех концертов из цикла "Времена года" Вивальди предпослал сонет, автором котором предположительно был он сам. Правда, по мнению исследователей творчества композитора, которые исходили из текста посвящения, концерты были известны без сонетов задолго до издания. Скорее всего, сонеты сочинялись уже под готовую музыку.

     "Времена года" (1725 г.) - один из ранних образцов программной оркестровой музыки - по сей день самое популярное произведение Вивальди.

    Программная музыка - это такая музыка, которая соответствует определенной программе. В данном случае программе литературной. Тема времен года всегда была очень популярна в искусстве, давая возможность, во-первых, средствами конкретного искусства запечатлеть события, характерные для того или иного времени года; во-вторых, смена времен года обычно наделялась философским смыслом (так же как лето сменяет весну, а осень лето, так и в человеческой жизни юность уступает место зрелости, а зрелость, в свою очередь, старости). В изобразительном искусстве ее разработал гениальный художник эпохи Возрождения Сандро Боттиччели ("Весна"), в музыке известны интерпретации этой темы в исполнении Гайдна, Чайковского, Глазунова и, разумеется, Антонио Вивальди.

    Четыре концерта для скрипки и струнного оркестра - "Весна", "Лето", "Осень", "Зима" - выразительно рисуют картины природы, не отвлекая слушателя технической сложностью, а, напротив, способствуя созданию яркого образа. Вивальди передал посредством музыки и пение птиц ("Весна", первая часть), и грозу ("Лето", третья часть), и дождь ("Зима", вторая часть). В партитуре "Ад" (концерт «Зима») композитор достигает вершин художественной изобразительности, передавая ощущение пронизывающей зимней стужи. Затем с поразительной наглядностью воспроизводятся удары капель дождя в окно, скольжение на коньках и внезапное падение конькобежца, трещание льда и, наконец, неистовую борьбу южного сирокко с северным ветром. 
     Новаторский по замыслу цикл «Времена года» значительно опередил свое время, предвосхитив искания в области программной музыки композиторов-романтиков XIX в.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".