А. Е. Варламов

 

 

Варламов Александр Егорович

(1801–1848)

 

Апполон Григорьев

 

А. Е. Варламову

 

Да будут вам посвящены

Из сердца вырванные звуки:

Быть может, оба мы равны

Безумной верой в счастье муки.

 

Быть может, оба мы страдать

И не просить успокоенья

Равно привыкли — и забвенье,

А не блаженство понимать.

 

Да, это так: я слышал в них,

В твоих напевах безотрадных,

Тоску надежд безумно жадных

И память радостей былых.

 

1845 г.

 

 

      Будущий композитор происходил из «волошских», то есть молдавских дворян. Родился он в Москве 15 (27) ноября 1801 г. в небогатой семье скромного, титулярного советника Егора Ивановича Варламова.

     Еще ребенком Саша страстно любил музыку и пение, особенно церковное, и рано стал играть на скрипке по слуху (русские песни).

      В десятилетнем возрасте мальчик был определен отцом по совету друзей, оценивших рано проявившуюся его музыкальную одаренность, в Петербургскую придворную певческую Капеллу под руководством знаменитого Бортнянского . Сначала Варламов готовился к карьере певца, но вследствие ослабления голоса отказался от этой мысли.

      В певческой Капелле Варламов обучался музыке, был певчим хора, а впоследствии — автором ряда духовных композиций.

     За годы обучения в ней обнаружил наряду вокальным талантом незаурядные педагогические способности (прежде всего в качестве хормейстера).

     В 1819 г. Варламов был назначен регентом придворной русской церкви в Гааге, где жила тогда сестра императора Александра I Анна Павловна, состоявшая в замужестве с кронпринцем нидерландским. Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы (в те времена руководство капеллы мало заботилось об общемузыкальном развитии своих питомцев).

     В Гааге и Брюсселе тогда была прекрасная французская опера, с артистами которой Варламов свел знакомство. Слушая «Севильского Цирюльника» Россини, Варламов приходил в особый восторг от искусного употребления в финале 2 акта русской песни «На что ж было огород городить», которую итальянский маэстро, по словам Варламова, «хорошо, мастерски свел на польский». Быть может, отсюда он и вынес свои познания в вокальном искусстве, давшие ему возможность сделаться впоследствии хорошим учителем пения. 

     Имея множество знакомств, особенно среди музыкантов и любителей музыки, Варламов, вероятно, тогда уже составил привычку к беспорядочной и рассеянной жизни, которая помешала ему впоследствии выработать как следует свое композиторское дарование.

    В 1823 г. Варламов вернулся в Россию.

    С 1823  г. он жил в Петербурге, где преподавал в театральной школе и некоторое время служил в Капелле хористом и учителем. В этот период Варламов сблизился с

М.И. Глинкой, принимал участие в исполнении его сочинений, выступал в публичных концертах как дирижер и певец.

    Расцвет его творчества приходится на московский период жизни (1832–1844 гг.). Удачный композиторский дебют в пьесе

А.А. Шаховского Рославлев (1832 г.) и работа в театральных жанрах способствовали получению Варламовым места помощника капельмейстера (1832 г.), а затем «композитора музыки» при оркестре Императорских московских театров.   Варламов написал музыку к шекспировскому «Гамлету» по заказу знаменитого актера

П.С. Мочалова (1837 г.), поставил в Москве свои балеты «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (1837 г.) и т.д.

     В начале 1830-х гг. появляются первые романсы и песни Варламова (всего им создано более 100 произведений этого жанра, и среди них «Красный сарафан», «Что отуманилась, зоренька ясная», «Не шумите, ветры буйные» (изданы в 1835–1837 гг.)).

     Варламов успешно выступал как певец, был популярным вокальным педагогом (преподавал в Театральном училище, Воспитательном доме, давал частные уроки).

     В 1834–1835 гг. он издавал журнал «Эолова арфа», где публиковал как  собственные романсы и фортепианные произведения, так и сочинения других авторов.

     В 1840 г. Варламов выпустил «Полную школу пения».

     Композитор пробовал свои силы и в области духовной музыки. Ему принадлежит «Херувимская» на восемь и на четыре голоса (издание Грессера, 1844 г.). Но Варламов скоро понял, что величественный, требующий строгой выдержки церковный стиль не подходит к характеру его дарования и к его музыкальной технике, не особенно развитой; он вновь перешел к любимым им формам песни и романса.

     После 1845 г. музыкант жил в Петербурге, куда переехал в надежде устроиться учителем в Придворную капеллу, однако по разным причинам этот план не осуществился. Был вхож в петербургские литературные и художественные кружки; близко сошелся с

А.С. Даргомыжским и А.А. Григорьевым (Варламову посвящены два стихотворения этого поэта и критика).

     В Петербурге Варламов стал давать частные уроки, выступал в концертах, занимался обработкой русских народных песен (в 1846 г. вышел сборник этих песен «Русский певец»).

     Романсы Варламова исполнялись в салонах, их пела в своих концертах прославленная Полина Виардо (1821–1910 гг.).

     Умер композитор в Петербурге 15 (27) октября 1848 г. Его памяти посвящен романс Гурилева «Воспоминание о Варламове», коллективные фортепианные вариации на тему его романса «Соловьем залетным» (среди авторов А. Г. Рубинштейн, А. Гензельт), а также вышедший в 1851 г. «Музыкальный сборник в память А. Е. Варламова», включавший, наряду с сочинениями покойного композитора, романсы виднейших русских музыкантов.

 

Музыкальное наследие:

     А.Е. Варламов оставил более 200 романсов (в том числе 42 народных русских песни, аранжированных им для одного голоса с фортепиано, из них 4 малорусских, небольшое число сочинений на 3 голоса, три церковных произведения для хора (херувимские) и три фортепианных пьесы (марш и два вальса).

     Большинство его романсов и песен полодены на тексты русских поэтов (М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. Г. Цыганова, А. Н. Плещеева, А. А. Фета).

 

Песни и Романсы:

«Красный сарафан»,

«Оседлаю коня» (оба послужили темами для скрипичной фантазии Венявского «Souvenir de Moscou»),

«Травушка»,

«Соловушко»,

«Что отуманилась»,

«Ангел»,

«Песнь Офелии»,

«Мне жаль тебя»,

«Нет, доктор, нет»,

«На заре ты ее не буди»,

«Вдоль по улице метелица метет»,

«Горные вершины», и т д.

 

     Варламов — автор музыки к драматическим спектаклям, в том числе «Рославлев» (совместно с А. Н. Верстовским), «Двумужница», «Ермак», «Муромские леса», «Гамлет» и др.; балетов «Забавы султана» (1834 г.), «Хитрый мальчик и людоед» (по сказке Ш. Перро «Мальчик с пальчик», совместно с А. С. Гурьяновым, 1837 г.); хоров, вокальных ансамблей и др.

     Варламову принадлежит также первая русская «Школа пения» (Москва, 1840 г.), первая часть которой (теоретическая) представляет собой переделку парижской школы Андраде, две же остальные (практические) имеют самостоятельный характер и содержат ценные указания по вокальному искусству, не утратившие своего значения и теперь.

     Он — один из крупнейших мастеров вокальной лирики 1-й половины XIX в. Его романсы и «русские песни» пользовались большим успехом у массовой аудитории.

 

Этапы творческого пути:

1801 г.

Р одился в Москве в семье чиновника

1810 – 1811 гг.

О тдан на обучение в Петербургскую придворную певческую капеллу

1819 – 1823 гг.

У читель певчих в русской посольской церкви в Гааге

1823 г.

Возвращение на родину. Преподаёт пение в учебных заведениях и частных домах Петербурга и Москвы, выступает с концертами как певец и дирижёр

Конец 1828 - начало 1829 гг.

С тал хлопотать о вторичном поступлении в певческую капеллу. Поднес императору Николаю I две херувимские песни — первые известные нам сочинения композитора

24 января 1829 г.

Определён в капеллу в число «больших певчих»

Декабрь 1831 г

У волен со службы в капелле

1832 г .

Занимает место помощника капельмейстера Императорских московских театров

1833 г.

Публикует сборник из 9 романсов, посвященных

А.Н. Верстовскому. Романсы в этом сборнике «Не шей ты мне, матушка...», «Что отуманилась, зоренька ясная» принесли Варламову широкую известность

1834 г

Получает звание композитора музыки при Императорских московских театрах

1834–1835 гг.

Издаёт популярный нотный журнал «Эолова арфа»

1840 г.

Выпускает   «Полную школу пения» — первое на русском языке руководство по вокальной методике

1845 г .

 

Переезд в Петербург. Работа над серией обработок для голоса с фортепьяно русских и украинских народных песен «Русский певец»

15 октября 1848 г.

Скончался

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

                 Песни:

  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".