![]() |
| |||||||
|
![]() |
| ||||||
РомансыК началу 1833 г. относится публикация сборника девяти романсов А. Варламова (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепьяно, посвященного Верстовскому: «Музыкальный альбом на 1833 г.». Между прочим, в этом сборнике был напечатан знаменитый романс «Не шей ты мне, матушка», прославивший имя Варламова и ставший известным в качестве «русской национальной песни» на Западе. А также другой весьма популярный романс «Что отуманилась, зоренька ясная». В этих произведениях, как и в других номерах "Музыкального альбома", вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, но, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы.
Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых , Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки. Поэтому романсы Варламова быстро заняли в русской вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества. Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Популярности Варламова способствовала стилистическая близость его творчества жанру городского бытового романса, а также органичное претворение во многих произведениях композитора элементов русского музыкального фольклора. Некоторые песни стали народными («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт»). Говорили, что однажды начинающий композитор пожаловался Варламову, что у него никак не выходит романс, и попросил совета... — Да какой же тут совет, милый? — отозвался Варламов. — Поступите очень просто: напишите десять романсов и бросьте их в печку, глядишь, одиннадцатый и выйдет хорошим... Всего Варламовым было создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен «Русский певец» (1846 г.), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена). Существует одна любопытная легенда, связанная с написанием одного, пожалуй, из самых знаменитых романсов А.Е. Варламова - «На заре ты ее не буди». Так, известно, что романсы Варламова пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс. — Какой тебе? — Какой сам пожелаешь, Александр Егорович... — Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу. Через неделю Бантышев приходит — романса нет. — Некогда было, — разводит руками Варламов. — Завтра приходи. Назавтра — то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал. — Экий ты, право, — вознегодовал однажды Варламов. — Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу! — Завтра? — язвительно спрашивает Бантышев. — Завтра, завтра! Утром певец, как всегда, является. Варламов спит. — Это вам, господин Бантышев, — говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию. Назывался романс «На заре ты ее не буди»!
А. Фет * * * На заре ты ее не буди, На заре она сладко так спит; Утро дышит у ней на груди, Ярко пышет на ямках ланит. И подушка ее горяча, И горяч утомительный сон, И, чернеясь, бегут на плеча Косы лентой с обеих сторон. А вчера у окна ввечеру Долго-долго сидела она И следила по тучам игру, Что, скользя, затевала луна. И чем ярче играла луна, И чем громче свистал соловей, Все бледней становилась она, Сердце билось больней и больней. Оттого-то на юной груди, На ланитах так утро горит. Не буди ж ты ее, не буди... На заре она сладко так спит! 1842 г.
| ||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |