Романсы

 

 

Романсы

     К началу 1833 г. относится публикация сборника девяти романсов А. Варламова (в том числе один дуэт и одно трио) с сопровождением фортепьяно, посвященного Верстовскому: «Музыкальный альбом на 1833 г.».

     Между прочим, в этом сборнике был напечатан знаменитый романс «Не шей ты мне, матушка», прославивший имя Варламова и ставший известным в качестве «русской национальной песни» на Западе. А также другой весьма популярный романс «Что отуманилась, зоренька ясная».

     В этих произведениях, как и в других номерах "Музыкального альбома", вполне определенно уже сказались достоинства и недостатки композиторского таланта Варламова: искренность настроения, теплота и задушевность, очевидное мелодическое дарование, стремление к характеристике, выразившееся в довольно разнообразных и местами сложных для того времени аккомпанементах с попытками звуковой живописи, национальный русский колорит, более живой и яркий, чем у современников и предшественников Варламова, но, вместе с тем, неряшливая и малограмотная композиторская техника, отсутствие отделки и выдержанности стиля, элементарность формы.

 А. Варламов

    Для правильной оценки исторического значения первых романсов Варламова нужно помнить, что в то время у нас имелись лишь романсы братьев Титовых , Алябьева, Верстовского, и только немногим выше стояли первые романсы М.И. Глинки.

     Поэтому романсы Варламова быстро заняли в русской вокальной литературе видное место и сразу сделались популярными у всех любителей музыки и поклонников национальности в ее более доступной форме. Варламов сохранил расположение публики и в дальнейшей своей композиторской деятельности, не представлявшей сколько-нибудь заметного развития, но остававшейся приблизительно на одном и том же, раз достигнутом, невысоком уровне техники и творчества.

     Заслуга Варламова состояла в популяризации национального жанра и в подготовке публики к восприятию в будущем более серьезных произведений нашей национальной художественной музыки. Популярности Варламова способствовала стилистическая близость его творчества жанру городского бытового романса, а также органичное претворение во многих произведениях композитора элементов русского музыкального фольклора. Некоторые песни стали народными («Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт»).

     Говорили, что однажды начинающий композитор пожаловался Варламову, что у него никак не выходит романс, и попросил совета...

     — Да какой же тут совет, милый? — отозвался Варламов. — Поступите очень просто: напишите десять романсов и бросьте их в печку, глядишь, одиннадцатый и выйдет хорошим...

       Всего Варламовым было создано около двух сотен романсов и песен на тексты более 40 поэтов, сборник обработок народных песен «Русский певец» (1846 г.), два балета, музыка по крайней мере к двум десяткам спектаклей (большая часть утрачена).

     Существует одна любопытная легенда, связанная с написанием одного, пожалуй, из самых знаменитых романсов А.Е. Варламова - «На заре ты ее не буди».

     Так, известно, что романсы Варламова пользовались большой любовью московской публики и моментально разлетались по всему городу. Близкий приятель Варламова солист Большого театра Бантышев долгое время упрашивал композитора написать для него романс.

     — Какой тебе?

     — Какой сам пожелаешь, Александр Егорович...

     — Хорошо. Приходи через неделю. Писал Варламов очень легко, но, будучи человеком чрезвычайно несобранным, очень подолгу собирался приняться за работу.

     Через неделю Бантышев приходит — романса нет.

     — Некогда было, — разводит руками Варламов. — Завтра приходи.

     Назавтра — то же самое. Но певец был человеком упорным и стал приходить к Варламову каждое утро, когда композитор еще спал.

     — Экий ты, право, — вознегодовал однажды Варламов. — Человек спит, а ты являешься, можно сказать, на заре! Напишу я тебе романс. Сказал же, напишу, и напишу!

     — Завтра? — язвительно спрашивает Бантышев.

     — Завтра, завтра!

     Утром певец, как всегда, является. Варламов спит.

     — Это вам, господин Бантышев, — говорит слуга и передает раннему гостю новый романс, которому было суждено прославиться на всю Россию.

     Назывался романс «На заре ты ее не буди»!

 

 

А. Фет

* * *

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее, не буди...

На заре она сладко так спит!

1842 г.

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".