"Соловей"

 

 

"Соловей"

       «Иногда в музыке нравится что-то совершенно неуловимое и не поддающееся критическому анализу. Я не могу без слез слышать «Соловья» Алябьева!!!...» (из письма П.И. Чайковского к Н. Ф. фон Мекк от 3 мая 1877 года).

 Антон Дельвиг

      «Соловей» впервые прозвучал в Большом театре 7 января 1827 г. в исполнении Петра Булахова и вошел в репертуар выдающихся русских и зарубежных исполнителей.  

      Во времена А.С. Пушкина «Соловья» пела знаменитая Прасковья Бартенева и немецкая «оперная дива» Генриэтта Зонтаг (ее даже называли «соловьем»). 

      С годами популярность этого романса не угасла. Его распевали всюду. "Соловья" исполняли Полина Виардо, Аделина Патти, Марчелла Зембрих.

       А, между тем, сей шедевр Алябьев создал в один из самых тяжелых периодов своей жизни. Еще не стих гул успеха петербуржской премьеры оперы «Лунная ночь», а жизнь ее автора уже круто изменилась. Во время карточной игры, устроенной на званном ужине у себя дома, Алябьев дал пощечину отставному полковнику Времеву за отказ уплатить проигрыш (поступок Времева, по офицерскому кодексу, считался бесчестным). Однако полковник скоропостижно скончался от сердечного приступа, и Алябьева обвинили в убийстве.

       Музыкант был уверен, что его невиновность вскоре будет доказана, однако следствие затянулось на три года. За Алябьева неустанно хлопотали родственники, друзья, персоны, приближенные к императорскому дому. Однако все было бесполезно. Молчал и царь Николай I. Его равнодушие к судьбе Алябьева расценивалось как реакция на близость композитора к декабристам — дворянам, выступившим против самодержца.

       Единственное, что удалось сделать для композитора его родственникам, это выпросить разрешение поместить в камеру фортепьяно — любимого друга с детских лет. Таким образом, Алябьев получил возможность работать и в тюрьме. За решеткой он написал третий струнный квартет соль мажор, увертюру, музыку к водевилю, а также несколько романсов, среди которых — «Соловей».

       Оказавшись «на воле», «Соловей» вскоре стал модным романсом, который часто звучал на концертах в дворянских гостиных. А еще через какое-то время «Соловей» приобрел немалую славу и за границей.

       В начале ХХ столетия, в дни традиционных моцартовских концертов в Зальцбурге, «Соловья» исполняли наряду с произведениями Моцарта, Бетховена, Шопена, Шуберта. 

      За время своего существования эта песня подверглась множеству переложений и обработок. Такие известные композиторы, как Михаил Глинка и Ференц Лист создали фортепьянные транскрипции этого произведения.

       Существует один любопытный анекдот, непосредственно связанный с популярностью этого романса (как и его автора, впрочем). В годы, когда Алябьев жил в ссылке, его произведения то и дело появлялись на сцене московских театров (в основном, благодаря его приятелю Алексею Верстовскому, бывшему главным человеком в Большом театре). Разумеется, фамилия опального композитора не упоминалась, и пользовавшиеся популярностью у публики музыкальные пьесы и романсы были обозначены лишь инициалами А.А.

      И вот однажды начальник Тайной канцелярии Его Величества доложил Николаю I, что за таинственными инициалами скрывается сосланный Алябьев.

     — Неужели? — пробормотал император. — Это который «Соловья» написал?

     — Так точно, Ваше Величество.

     — Недурная вещица...

     — Однако какие мне долженствует принять меры, Ваше Величество, для пресечения сей дерзкой деятельности?

     — Граф, я очень доволен вашей службой, — отвечал Николай, — и весьма доволен, что ни один преступник не в состоянии скрыть от вас своих опасных замыслов. Но поскольку деятельность А.А. не грозит в ближайшее время уронить Трон, я лично прошу вас сделать вид, будто вы не знаете, кто это. А таким образом отпадает и необходимость принимать меры. Пусть этот таинственный А.А. сочиняет себе, а мы с вами займемся государственными делами..

 

         

 

 

 

Соловей

 

Соловей мой, соловей...

Соловей, мой соловей,

Голосистый соловей!

Ты куда, куда летишь,

Где всю ночку пропоешь?

 

Кто-то бедная, как я,

Ночь прослушает тебя,

Не смыкаючи очей,

Утопаючи в слезах?

 

Ты, лети мой соловей,

Хоть за тридевять земель,

Хоть за синие моря,

На чужие берега;

 

Побывай во всех странах,

В деревнях и в городах:

Не найти тебе нигде

Горемычнее меня.

 

У меня ли у младой

Дорог жемчуг на груди,

У меня ли у младой

Жар-колечко на руке,

 

У меня ли у младой

В сердце миленький дружок.

В день осенний на груди

Крупный жемчуг потускнел,

 

В зимню ночку на руке

Распоялося кольцо,

А как нынешней весной

Разлюбил меня милой.

 

 

(Между маем 1825 и февралем 1826).

Русская песня

 

Ах ты, ночь ли,

Ноченька!

Ах ты, ночь ли,

Бурная!

Отчего ты

С вечера

До глубокой

Полночи

Не блистаешь

Звездами,

Не сияешь

Месяцем?

Всё темнеешь

Тучами?

И с тобой, знать,

Ноченька,

Как со мною,

Молодцем,

Грусть-злодейка

Сведалась!

Как заляжет,

Лютая,

Там глубоко

На сердце –

Позабудешь

Девицам

Усмехаться,

Кланяться;

Позабудешь

С вечера

До глубокой

Полночи,

Припевая,

Тешиться

Хороводной

Пляскою!

Нет, взрыдаешь,

Всплачешься,

И, безродный

Молодец,

На постелю

Жесткую,

Как в могилу,

Кинешься!

 

 

А. Дельвиг

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".