Аренский А. С.

 

 

Аренский Антон Степанович  (1861–1906)

  

«Люблю музыку и желаю сделать для нее то,

что могу, что в моих силах».

А.С. Аренский

 

      О русском композиторе А.С. Аренском его гениальный соотечественник П.И. Чайковский писал, что тот «…удивительно умен в музыке, как-то все тонко и верно обдумывает. Это очень интересная музыкальная личность». Великий русский писатель Л. Н. Толстой ставил Аренского в ыше других современных ему композиторов: «Из новых — лучший Аренский, он прост, мелодичен», а М. Ф. Гнесин вспоминал, что «...большая часть работ, написанных им в консерваторский период, сочинялась им тут же на уроке, в то время как профессор просматривал работы его товарищей. Нередко оказывалось, что экспромтом написанное сочинение Аренского значительно превосходило по качеству работы его товарищей, также людей даровитых и подолгу работавших над своими задачами».

       И хотя творческое наследие Аренского не столь велико, как его выдающихся современников Чайковского и Римского-Корсакова, лучшие произведения А.С. Аренского (в противовес несколько суровому замечанию его учителя Римского-Корсакова «Забыт он будет скоро») вошли в золотой фонд русской музыки. 

      Антон Степанович Аренский родился в Новгороде 30 июня 1861 г. в семье страстно увлеченной музыкой. Его отец, врач по профессии, был любителем-виолончелистом, мать — неплохой пианисткой. Дети Аренских, коих было четверо, росли в атмосфере, насыщенной разнообразными художественными интересами. В семь лет благодаря маме Антон познакомился с фортепьяно, а в девять лет уже пробовал самостоятельно сочинять фортепьянные пьесы и романсы. Явная одаренность мальчика заставила родителей всерьез задуматься о музыкальной карьере сына.

      Музыкальное образование он продолжил на курсах Руссо, в Петербурге, под руководством профессора Санкт-Петербургской консерватории К.К. Зике . По окончании курса в гимназии Аренский занимался в Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Иогансена (контрапункт и фуга) и Римского-Корсакова (теория композиции и оркестровка). В 1882 г. он окончил петербургскую консерваторию по классу Н. А. Римского-Корсакова и сразу же был приглашен преподавателем в московскую консерваторию по классу гармонии и контрапункта.

     В 1888–1895 гг. Аренский руководил концертами Русского хорового общества в Москве. А в 1894 г. он вернулся в Санкт-Петербург, где до 1901 г. возглавлял Придворную певческую капеллу.

     После ухода с  должности  директора капеллы занимался композиторской и исполнительской деятельностью, гастролировал в России и за рубежом

     Умер Аренский 12 февраля 1906 г. в Териоках (Финляндия, в то время - Российская империя).

 

Музыкальное наследие:

     Наследие Аренского включает три оперы, две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо для струнного оркестра; два фортепианных трио; Фантазию на темы Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет, несколько церковных хоров, множество романсов и более сотни фортепианных пьес.

 

Оперы: «Сон на Волге», «Рафаэль», «Наль и Дамаянти»

 

Балет: «Ночь в Египте»

 

Кантаты: «Лесной царь» (на текст И.В. Гёте, перевод В.А. Жуковского)

 

Для голоса с оркестром: баллада «Волки» (на текст А.К. Толстого), баллада «Кубок» (с хором, на текст Ф. Шиллера, перевод В.А. Жуковского), мелодекламации на тексты стихотворений в прозе И.С. Тургенева (Нимфы, Лазурное царство, Как хороши, как свежи были розы, 1903) и др.

 

Для оркестра: 2 симфонии (h-moll, op.4, 1883 г., и A-dur, op.22, 1889 г.), Сюита из балета «Египетские ночи», вариации на тему Чайковского (для струнного оркестра), марши

 

Для фортепиано с оркестром: Фантазия на темы Рябинина (ор.48, 1899 г.)

 

Музыка к сценическим и литературным произведениям: к инсценировке поэмы «Бахчисарайский фонтан» Пушкина, к драме «Буря» Шекспира

 

Романсы : «Анчар», «Ноктюрн» (А.С. Пушкин), «Вчера, увенчана душистыми цветами...» (А.А. Фет), «Я ласк твоих страшусь», «Песнь любви» (из цикла — «Маорийские песни»), «Тоска» (К. Бальмонт), «Осень» (Т.Л. Щепкина-Куперник)

 

Этапы творческого пути:

30 июня 1861 г.

 Родился в Новгороде

1882 г.

Закончил Санкт-Петербургскую консерваторию, в период обучения написал фортепианный концерт и часть своей оперы «Сон на Волге»

1882 г. -1894 г.

Преподавал  в Московской консерватории. Написал

теоретические труды: « Руководство к практическому изучению гармонии», «1000 задач» к нему и «Руководство к изучению форм инструментальной и вокальной музыки»

1888–1895 гг.

Руководил концертами Русского Хорового общества

1892 г.

Оперу Аренского «Сон на Волге» поставили в московском Большом театре

1894 г.

Переехал в

Санкт-Петербург,  где вскоре в Мариинском театре была поставлена его одноактовую опера «Рафаэль»

1894 - 1901 г.

Управлял придворной певческой капеллой в Петербурге

1900 г.

Балет Аренского «Ночь в Египте» поставлен в Мариинском театре

1901–1904 гг.

Занимался концертной деятельностью

1904 г.

В последний раз выступил перед публикой в качестве дирижера своих вариаций для оркестра на тему легенды Чайковского: «Был у Христа младенца сад»

12 (25) февраля 1906 г.

Скончался в Териоках (Финляндия)

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".