Опера "Сказание об Орфее"

 

 

Опера "Орфей"

 

 К. Монтеверди 

 Орфей и Эвредика. Фредерик Лейтон, 1864 г.

     Жанр оперы возник на рубеже XVI-XVII вв., соединив в себе музыку, поэзию, драматургию и театральную живопись. Первоначально оперу называли (слово "опера" - "сочинение" возникло лишь в середине XVII в.) - "музыка для драмы", а сама идея ее родилась во Флоренции в художественном кружке Флорентийская камерата. Участники это кружка будущее музыки видели в соединении музыки и драмы. Образцом такого сочетания члены Флорентийской камераты считали античный театр, где стихи произносились на распев, а каждое слово звучало ясно. 

     Первые флорентийские оперы были написаны на сюжеты из античной мифологии. До нас дошли две оперы периода ее зарождения - это две "Эвридики" композиторов Пери (1600 г.) и Каччини (1602 г.), созданные на сюжет мифа об Орфее.

     В древнегреческой мифологии Орфей - герой и путешественник. Он был сыном фракийского речного бога Эагры и музы Каллиопы. Известен как талантливый певец и музыкант. Орфей принимал участие в походе аргонавтов, своей игрой на форминге и молитвами он успокоил волны и помог гребцам корабля "Арго".
Герой женился на прекрасной Эвридике, а, когда она внезапно умерла от укуса змеи, последовал за ней в загробный мир. Страж потустороннего мира, злой пес Цербер, Персефона и Аид были зачарованы волшебной музыкой юноши. Аид обещал вернуть Эвридику на землю при том условии, что Орфей не взглянет на жену до тех пор, пока не войдет в свой дом. Орфей не сдержался и посмотрел на Эвридику, в результате чего она навсегда осталась в царстве мертвых. 
     Орфей не относился с должным почтением к Дионису, но почитал Гелиоса, которого звал Аполлоном. Дионис решил проучить юношу и наслал на него менад, которые растерзали музыканта и бросили в реку. Части его тела были собраны музами, которые оплакивали смерть прекрасного юноши. Голова Орфея поплыла по реке Гебр и была найдена нимфами, затем  попала на остров Лесбос, где ее принял Аполлон. Тень музыканта попала в Аид, где супруги воссоединились.

     Характерно, что первая опера Клаудио Монтеверди, который познакомился с "музыкой для драмы" во время путешествий по Италии, так же была создана на основе мифа об Орфее.

      Опера "Орфей" на текст А. Стриджо Младшего была написана в 1607 г. Монтеверди, утверждая принципы Флорентийской камераты, со своей стороны усилил трагические мотивы, индивидуализировал речитативный стиль. Таким образом, с одной стороны "Орфей" - это ренессансная интермедия, а с другой - монодическая опера Флорентийской камераты. В "Орфее" Монтеверди создал различные типы речитатива, которые в дальнейшем окажут влияние на обособившиеся формы — арии и собственно речитативы.

      Своим "Орфеем" Монтеверди начал историю подлинной оперы. По сути, это уже глубокая психологическая драма.  «...Ариадна трогала потому, что она была женщиной, Орфей — потому, что он простой человек... Ариадна возбуждала во мне истинное страдание, вместе с Орфеем я молил о жалости...», - писал Монтеверди, и в этих словах заключена сущность его собственного творчества, и главная суть переворота, произведенного им в искусстве.

 

 

 

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".