Глюк

 

 

Глюк Кристоф Виллибальд (1714–1787)  

    

    

     «Музыка, сама музыка, перешла в действие...» - писал о глюковской опере Гретри. И в самом деле, впервые на протяжении вековой истории оперного театра идея драмы воплотилась в музыке с такой полнотой и художественным совершенством. Удивительная простота, определившая облик каждой выраженной Глюком мысли, оказалась также несовместимой со старыми эстетическими критериями.

     Далеко за пределы этой школы, в оперной и инструментальной музыке разных стран Европы, внедрялись эстетические идеалы, драматургические принципы, формы музыкального выражения, разработанные Глюком. Вне глюковской реформы не созрело бы не только оперное, но и камерно-симфоническое творчество позднего Моцарта, а в известной степени и ораториальное искусство позднего Гайдна. Между Глюком и Бетховеном преемственность так естественна, так очевидна, что кажется, будто музыкант старшего поколения завещал великому симфонисту продолжить начатое им дело.

     Кристоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714 г. в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы.

     Отец Глюка был крестьянин, в молодости служил солдатом, а затем   сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в богемских лесах на службе у графа Лобковица. Таким образом, с трехлетнего возраста (с 1717 г.) Кристоф Виллибальд жил в Чехии, что впоследствии сказалось на его

творчестве. В музыке Глюка пробивается струя чешской народной песенности.

     В 1726 г. Глюк поступил в иезуитскую коллегию в чешском городе Комотау, где он проучился шесть лет и пел в хоре школьной церкви. В 1732 г. он переехал в столицу Чехии Прагу, где поступил в университет, одновременно продолжая свое музыкальное образование. Временами ради заработка Глюк вынужден был оставлять занятия и странствовать по окрестным деревням, где он играл на виолончели различные танцы, фантазии на народные темы. В Праге Глюк пел в церковном хоре, руководимом выдающимся композитором и органистом Богуславом Черногорским (1684-1742 гг.), прозванным   «чешским Бахом». Черногорский и был первым настоящим учителем Глюка, преподававшим ему основы генерал-баса (гармонии) и контрапункта.

     В 1735 г. Глюк стал домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене. Первое пребывание Глюка в Вене оказалось непродолжительным: на одном из вечеров в салоне князей Лобковиц с молодым музыкантом познакомился итальянский аристократ и меценат А.М. Мельци. Очарованный искусством Глюка, он пригласил его в свою домашнюю капеллу в Милане.

     В 1737 г. Глюк вступил в свою новую должность в доме Мельци. За четыре года, прожитые в Италии, он сблизился с крупнейшим миланским композитором и органистом Джованни Баттиста Саммартини, став его учеником, а позднее - близким другом. Руководство итальянского маэстро помогло Глюку завершить своё музыкальное образование. 26 декабря 1741 г. придворный театр "Реджио-Дукаль" в Милане открыл новый сезон оперой "Артаксеркс" дотоле никому не известного Кристофа Виллибальда Глюка. Ему шел двадцать восьмой год - возраст, в котором другие композиторы XVIII в. успевали достигнуть всеевропейской известности.

     Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 г. Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф. Рамо (1683–1764 гг.) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т. Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, "Падение гигантов", La Caduta dei Giganti, – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 г. композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П. Минготти. До 1750 г. Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы.

     15 сентября 1750 г. он вступил в брак с Марианной Пергин - дочерью богатого венского купца. Глюк впервые познакомился со своей будущей спутницей жизни ещё в 1748 г., когда работал в Вене над "Узнанной Семирамидой". Несмотря на значительную разницу в возрасте, между 34-летним Глюком и 16-летней девушкой возникло искреннее глубокое чувство.  Унаследованное Марианной от отца солидное состояние сделало Глюка материально независимым и позволило ему в дальнейшем всецело посвятить себя творчеству. Окончательно обосновавшись в Вене, он покидает её лишь для присутствия на многочисленных премьерах своих опер в других городах Европы. Во всех поездках композитора неизменно сопровождает супруга, окружавшая его вниманием и заботой.

     Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 г. уже пользовалось определенной известностью. В 1752 г. неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу "Милосердие Тита" (La Clemenza di Tito).

     В 1753 г. он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760 г.

     В 1757 г. папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

     Встреча в 1761 г. и последующая работа с итальянским драматургом и поэтом

Р. Кальцабиджи способствовали осуществлению оперной реформы. Её предтечей явились «танцевальные драмы», созданные Глюком в содружестве с Кальцабиджи и балетмейстером Г. Анджолини (в т. ч. балет «Дон Жуан», 1761 г., Вена). Постановка «театрального действа» (azione teatrale) «Орфей и Эвридика» (1762 г., Вена) ознаменовала новый этап творчества Глюка и открыла новую эпоху в европейском музыкальном театре. 

     Однако, выполняя заказы двора, Глюк писал и традиционные оперы-сериа («Триумф Клелии», 1763 г., Болонья; «Телемах», 1765 г., Вена). После неудачной постановки оперы «Парис и Елена» в Вене (1770 г.) Глюк предпринял несколько поездок в Париж, где поставил ряд реформаторских опер — «Ифигения в Авлиде» (1774 г.), «Армида» (1777 г.), «Ифигения в Тавриде», «Эхо и Нарцисс» (обе — 1779), а также заново отредактированные оперы «Орфей и Эвридика» и «Альцеста». Все постановки, кроме последней оперы Глюка «Эхо и Нарцисс», имели большой успех.

     Последние годы жизни Глюк провёл в Вене, куда возвратился в 1779-м г.

     Композитор скончался 15 ноября 1787 г. в Вене.  

     Прах Глюка, вначале погребённый на одном из окрестных кладбищ, был впоследствии перенесён на центральное городское кладбище, где покоятся все выдающиеся представители музыкальной культуры Вены.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: " Артаксеркс" (либретто П. Метастазио, 1741 г.), "Деметрий, или Клеониче" (либретто П. Метастазио, 1742 г.), "Демофонт" (либретто П. Метастазио, 1742 г.), "Тигран" (либретто К. Гольдони по пьесе Ф. Сильвани, "Добродетель торжествует над любовью и ненавистью", 1743 г.), и (пастиччо, 1743 г.), "Софонисба, или Сифаче" (обработка Ф. Сильвани, с ариями на тексты П. Метастазио, 1744 г.), "Мнимая рабыня" (La finta schiava, пастиччо, совместно с Дж. Маккари, Дж. Б. Лампуньяни, Л. Винчи, либретто Ф. Сильвани, 1744 г.), "Гиперместра" (либретто П. Метастазио, 1744 г.), "Поро" (по пьесе П. Метастазио "Александр в Индии", 1744 г.), "Ипполит, или Федра" (либретто Дж. Г. Корио, поставлена 1745 г.), "Падение гигантов" (La caduta dei giganti, пастиччо, либретто Ф. Ваннески, 1746 г.), "Артамена" (пастиччо, либретто Б. Виттури в обработке Ф. Ваннески, 1746 г.), "Свадьба Геракла и Эбы" (La Nozze d'Ercole e d'Ebe, 1747 г.), "Узнанная Семирамида" (La Semiramide riconosciuta, либретто П. Метастазио, 1748 г.), "Распря богов" (La contesa dei Numi - театральное празднество, либретто его же, 1749 г.), "Эцио" (либретто его же, 1750 г.), "Иссипиле" (либретто его же, 1752 г.), "Милосердие Тита" (La clemenza di Tito, либретто его же, 1752 г.), "Китаянки" (Le Cinesi, театр. представление, либретто его же, 1754 г.), "Танец" (La Danza, пасторальное представление, либретто его же, 1755 г.), "Оправданная невинность, или Весталка" (L'innocenza glustificata- La vestale, театр, празднество, арии на тексты П. Метастазио, 1755 г.), "Сельская любовь" (Les amours champetres, 1755 г.), "Антигона" (либретто П, Метастазио, 1756 г.), "Король-пастух" (Il re pastore, либретто его же, 1756 г.), "Мнимая рабыня" (первоначальное название - Обманчивая искательница приключений - La fausse eaclave - La fausse aventuriere, комическая опера, либретто Л. Ансома и Маркувиля, 1758 г.), "Остров Мерлина, или Светопреставление" (L'lsle de Merlin ou le Monde renverse, комическая опера, либретто Л. Ансома по сюжету А. Р. Лесажа и д'Oрневаля, 1758 г.), "Кавардак, или Дьявольская свадьба" (Le diable a quatre, ou le Mariage du Diable, комическая опера, либретто Ж. М. Седена, 1759 г.), "Осажденная Цитера" (La Cythere assiegee, комическая опера, либр, Ш. С. Фавара, по сюжету повести Лонга "Дафнис и Хлоя", 1759 г.), "Очарованное дерево, или Обманутый опекун" (L'arbre enchantee, ou le Tuteur dupe, комическая опера, либретто П. Л. Молин, 1759 г.; 2-я редакция 1775 г.), "Исправленный пьяница, или Двойная метаморфоза" (L'ivrogne corrige ou la Double metamorphose, комическая опера, либретто Л. Ансома, 1760 г.), "Тетид" (серенада, либретто Д. Мильявакка, 1760 г.), "Одураченный Кади" (Le Cadi dupe, комическая опера, либретто П. Р. Лемонье, 1761 г.), "Орфей и Эвридика" (трагическая опера, либретто Р. Кальцабиджи, 1762 г.; 2-я редакция либретто П. Л. Молина по тексту Р. Кальцабиджи, 1774 г.), "Триумф Клелии" (Le Trionfo di Clelia, либретто П. Метастазио, 1763 г.), "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки" (La Rencontre imprevue, ou Les pelerins de la Mecque, музыкальная комедия, либретто Л. Данкура по сюжету А. Р. Лесажа и д'Орневаля, 1764 г.), "Смятенье на Парнасе" (Il Parnasso confuso, театральное представление, либретто П. Метастазио, 1765 г.), "Телемак, или Остров Цирцеи" (Il Telemaco, ossia L'isolo di Circe, либретто К. С. Капече в обработке М. Кольтеллини, 1765 г.), "Венок" (La corona, театральное представление, либретто П. Метастазио, 1765 г.), "Пролог" (Il Prologo, либретто Л. О. дель Россо, 1767 г.), "Альцеста" (трагическая опера, либретто Р. Кальцабиджи, 1767 г.; 2-я редакция, в обработке Ф. дю Рулле, 1776 г.), "Празднества Аполлона" (La Feste d'Apollo, либретто К. И. Фругони и Р. Кальцабиджи, 1769 г.), "Парис и Елена" (либретто Р. Кальцабиджи, 1770 г.), "Ифигения в Авлиде" (lphigenie en Aulide, трагическая опера, либретто Ф. дю Рулле, по трагедии Ж. Расина и по Еврипиду, 1774 г.), "Армида" (героическая опера, либретто Ф. Кино по поэме Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", 1777 г.), "Ифигения в Тавриде" (Iphigenie en Tauride, либретто Н. Ф. Гийара и Л. дю Рулле по драме Г. де ла Туш, 1779 г.), "Эхо и Нарцисс" (Echo et Narcisse, лирическая опера, либретто Л. Т. Чуди, 1779 г.; 2-я редакция 1780 г.)

 

Балеты: " Дон Жуан" (сценарий и хореография Г. Анджолини по пьесе Мольера, 1761 г.), "Семирамида" (сценарий Р. Кальцабиджи по трагедии Вольтера, хореография Г. Анджолини, 1765 г.), "Александр" (хореография Г. Анджолини, 1765 г.), "Китайский сирота" (L'orfano della China, по трагедии Вольтера, хореография Г. Анджолини, 1774 г.)

 

Произведения для хора и оркестра: De protundis для 4-голосного хора и оркестра (около 1782 г.)

 

Произведения для оркестра: 17 симфоний или увертюр (7 D-dur, 3 F-dur, 3 G-dur, C-aur, A-dur, E-dur и Es-dur; из них 3 - D-dur, G-dur, Es-dur, возможно, не принадлежат Глюку)

 

Произведения для одного инструмента с оркестром: концерт для флейты (G-dur);

 

Произведения для нескольких инструментов: 6 трио-сонат для 2 скрипки и генерал-баса (опубликованы 1746 г.)

 

Произведение для голоса и фортепиано:
7 од и песен на слова Ф. Г. Клопштока (Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt, 1773-1785 гг.), ода "К смерти" (An den Tod, слова Ф. Г. Клопштока, записана по слуху И. Ф. Рейхардтом, 1783 г., опубликована в сборнике: Musikalischer Blumenstrauss, В., 1792 г.)

 

 Этапы творческого пути:

2 июля 1714 г. 

Родился

1731 -1734 гг.

Учеба в Пражском университете

1735 г.

Глюк становится домашним музыкантом во дворце князей Лобковиц в Вене

1736 -1740 гг. 

Милан, учеба у Дж. Б. Саммартини

1741 г.

Премьера оперы «Артаксеркс»

1746 г.

В Лондоне Глюк поставил 2 пастиччо, участвовал в концерте совместно с

Г.Ф. Генделем

1746 -1747 гг.

Присоединился к странствующей оперной труппе Минготти

1748  г.

Премьера "Узнанной Семирамиды"

 

1752 г.

Неаполь - постановка оперы «Милосердие Тита»

1754 г.

Дирижёр и композитор придворной оперы

1761  г.

Вена - балет «Дон Жуан»

 

1762 г.

Вена - постановка «театра действа» (azione teatrale) «Орфей и Эвридика»

1774 г.

Переезд в Париж, опера "Ифигения в Авлиде"

1779 г.

Опера «Армида», «Ифигения в Тавриде»

15 ноября 1787 г. Скончался

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".