Григ

 

 

Григ Эдвард  (1843–1907)

 

    

     «Григ играл обо всем, что думал. Он подозревал, что его подслушивают. Он даже догадывался, кто этим занимается. Это были синицы на дереве, загулявшие матросы из порта, прачка из соседнего дома, сверчок, снег, слетавший с нависшего неба, и Золушка в заштопанном платье. Каждый слушал по-своему.

     Синицы волновались. Как они ни вертелись, их трескотня не могла заглушить рояля.

     Загулявшие матросы рассаживались на ступеньках дома и слушали, всхлипывая. Прачка разгибала спину, вытирала ладонью покрасневшие глаза и покачивала головой. Сверчок вылезал из трещины в кафельной печке и подглядывал в щелку за Григом.

     Падавший снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звон, лившийся ручьями из дома.

     А Золушка смотрела, улыбаясь, на пол. Около её босых ног стояли хрустальные туфельки. Они вздрагивали, сталкиваясь друг с другом, в ответ на аккорды, долетавшие из комнаты Грига.

     Этих слушателей Григ ценил больше, чем нарядных и вежливых посетителей концертов».

     Так представлял себе Паустовский волшебство музыки Грига в своем рассказе «Корзина с еловыми шишками». А иначе и быть не могло с человеком, родившемся в стране сказок, которого с детства окружали неведомые загадочные существа, поселившегося и наконец нашедшего там свой истинный дом, покой и последний приют в холме троллей – Тролльхаугене.

     «Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделен воображением, то он мог услышать среди этих белых стен волшебные вещи - от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.

     Рояль мог петь обо всем - о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали».

     - Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем, - этой истине следовал Григ всю свою творческую жизнь, как дополняя и украшая музыкой произведения любимых писателей и сказочников, так и создавая новые, рассказывающие без слов свои истории, не требующие каких-либо дальнейших объяснений.

     Эдвард Григ родился в 1843 г. в Бергене - крупном приморском городе Норвегии - в семье потомка шотландского купца. Отец Эдварда — Александр Григ, занимал пост британского консула в Бергене. Мать — норвежка Гесина Хагеруп была пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию (куда обычно принимали только мужчин), и часто выступала в Бергене с концертами.

     Мать Грига стала его первой учительницей игры на фортепьяно. От нее же Григ унаследовал любовь к Моцарту, творчество которого впоследствии было для Грига источником радости и высоким образцом глубины содержания и красоты формы. Одноклассники дали ему прозвище «Мозак» за то, что он был единственным, кто верно ответил на вопрос учителя об авторе «Реквиема»: остальные ученики не знали о Моцарте.

     Наконец, именно мать воспитала в Григе ту волю к труду, которая всегда соседствовала у него с непосредственностью вдохновения.

     Впервые за фортепьяно будущий композитор сел в четыре года, а вскоре появились его первые опыты сочинения. Позднее Григ говорил, что уже в детстве его занимала красота созвучий и гармоний.

     «Почему не вспомнить ту таинственную, неизъяснимую радость, которая охватила меня, когда, протянув руки к фортепиано, я извлек - о нет, не мелодию! Куда там! Нет, должно быть, то была гармония. Сначала терция, потом трезвучие, потом аккорд из четырех звуков. И наконец, с помощью уже обеих рук - о ликованье! - пятизвучие, нон аккорд. Когда он прозвучал, восторгу моему не было границ. Вот это был успех! Ни один из последующих моих успехов не опьянял меня так, как этот. Было мне тогда около пяти лет».

     В двенадцать лет Эдвард Григ активно сочинял собственную музыку. Однако на уроках музыки, несмотря на свои выдающиеся способности, Эдвард был одним из посредственных учеников. Современники композитора рассказывали, как однажды Эдвард принёс в школу нотную тетрадь, подписанную «Вариации на немецкую тему Эдварда Грига ор. № 1». Классный наставник проявил к ней интерес и даже перелистал страницы. Григ уже предвкушал великий успех. Однако учитель вдруг дёрнул его за волосы и прошипел: «В другой раз приноси немецкий словарь, а эту ерунду оставь дома!»

     Первый, кто воспринял юного Грига всерьез и сильно повлиял на его дальнейшую судьбу был знакомый семьи Григов - знаменитый скрипач Оле Булл. 

      Летом 1858 г. Оле Булл гостил у Григов, и Эдвард, дабы уважить дорогого гостя, сыграл на фортепьяно пару  композиций собственного сочинения. Слушая музыку, обычно улыбчивый Оле вдруг стал серьёзным и тихо сказал что-то Александру и Гесине. После подошёл к мальчику и объявил: «Ты отправляешься в Лейпциг, чтобы стать композитором!»

     В 1862 г. Эдвард Григ с отличием окончил Лейпцигскую консерваторию, приобрёл знания, лёгкий плеврит и цель в жизни.

     В 1863 г. Григ уехал в Копенгаген, где провел три последующих года.

     Копенгаген - центр музыкальной жизни тогдашней Скандинавии. Годы, проведенные здесь, отмечены событиями, важными для творческой жизни Грига.

     Прежде всего, композитор близко соприкоснулся со скандинавской литературой и искусством. Здесь он познакомился со знаменитым сказочником Хансом Кристианом Андерсеном и даже написал песни на его произведения.

     Желание совершенствовать композиторское мастерство привело Грига к знаменитому датскому композитору Нильсу Гаде. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (органист, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Григ пользовался советами Гаде. Одобрение, с которым Гаде встречал каждое новое произведение Грига, воодушевляло молодого композитора. Однако Гаде не поддерживал творческие поиски Грига, которые привели того в конечном итоге к созданию национального музыкального стиля.

     «Милый Григ, всё же Вы должны сделать следующую сонату менее норвежской» - таково было мнение Гаде о второй скрипичной сонате Грига.

     Однако Григ все более утверждался в правильности избранного им пути - пути норвежского национального композитора.

    В Копенгагене произошла еще одно знаменательное для Грига знакомство. Он встретился с молодым норвежским композитором Рикардом Нурдроком, в общении с которым окрепли и оформились эстетические взгляды Грига.

     Он так писал об этом: «У меня точно глаза раскрылись! Я внезапно постиг всю глубину, всю ширину и мощь тех далеких перспектив, о которых не имел до того понятия; тут лишь я понял величие норвежского народного творчества и собственное мое призвание и натуру».

     В 1864 г. в содружестве с датскими музыкантами Григ и Нурдрок организовали музыкальнее общество «Евтерпа», которое должно было знакомить публику с произведениями композиторов Скандинавии.

     За годы жизни в Копенгагене (1863—1866 гг.) Григ написал множество музыкальных произведений: «Поэтические картинки» и «Юморески», сонату для фортепьяно и первую скрипичную сонату.

     Здесь же Грига судьба свела с певицой Ниной Хагеруп. Она стала интерпретатором его произведений, а чуть позже его женой.

     Эдвард Григ и Нина Хагеруп росли вместе в Бергене, но восьмилетней девочкой Нина Хагеруп вместе с родителями переехала в Копенгаген. Когда Эдвард увидел её вновь, она была уже взрослой девушкой. Подруга детства превратилась в красивую женщину, певицу с прекрасным голосом, словно созданным для исполнения пьес Грига. На Рождество 1864 г. в салоне, где собрались молодые музыканты и композиторы, Григ подарил Нине Хагеруп сборник сонетов о любви, названный «Мелодии сердца», а после встал на колени и предложил стать его женой. Она протянула ему руку и ответила согласием.

     Однако Нина Хагеруп приходилась Эдварду двоюродной сестрой. Родственники отвернулись от него, родители прокляли. Но, вопреки всеобщему мнению, композитор и певица поженились в июле 1867 г., а следом, не выдержав давления со стороны родни, переехали в Кристианию (так тогда называлась столица Норвегии).

     Первый год совместной жизни был типичным для молодой семьи — счастливым, но трудным в материальном отношении. Григ сочинял, Нина Хагеруп исполняла его произведения. Эдварду пришлось устроиться дирижёром и преподавать игру на пианино, чтобы поправить их финансовое положение. В 1868 г. у супружеской четы родилась дочь, которую назвали Александрой. Спустя год девочка заболела менингитом и умерла.   

     Эта трагедия поставила крест на  счастливой жизни семьи. После смерти дочери Нина замкнулась в себе. Однако супруги продолжали совместную концертную деятельность.

     В 1870 г. Эдвард с женой приехали на гастроли в Италию. Одним из тех, кто услышал в Италии его сочинения, был знаменитый композитор и пианист Ференц Лист, которым Григ восторгался в юности. 

     Об этой встрече рассказывает анекдот тех лет. «Встреча Эдварда Грига с Ференцем Листом произошла в Риме, в 1870 г., когда Григу было около двадцати семи лет, а Лист готовился встретить свое шестидесятилетие. Григ показал Листу вместе с другими своими сочинениями фортепианный Концерт ля-минор, который был чрезвычайно трудным. Затаив дыхание, молодой композитор ждал, что скажет великий Лист. Просмотрев партитуру, Лист спросил:

     - Вы мне его сыграете?

     - Нет! Я не могу! Даже если стану репетировать месяц, и то вряд ли сыграю, я ведь никогда специально не занимался на фортепьяно.

     - Я тоже не смогу, это слишком необычно, но давайте попробуем.- С этими словами Лист сел за рояль и начал играть. Причем лучше всего он сыграл самые трудные места в Концерте.

     Когда Лист окончил играть, изумленный Эдвард Григ выдохнул:

     - Великолепно! Непостижимо...

     - Присоединяюсь к вашему мнению. Концерт действительно великолепный, - добродушно улыбнулся Лист».

     В 1872 г. Григ написал «Сигурда Крестоносца» —  пьесу, после обнародования которой Шведская академия искусств признала заслуги Грига, а норвежские власти назначили ему пожизненную стипендию. Но слава быстро утомила композитора. Расстерянный и усталый он уехал в родной Берген, подальше от столичного гомона, где вскоре, однако, стал чувствовать сильное физическое недомогаение. Обострился нажитый еще в юности плеврит. Возникло опасение, что он может перейти в туберкулез.

     Одновременно окончательно испортились отношения композитора с женой. В 1883 г. Нина ушла от Эдварда. 

     Долгие три месяца Эдвард жил один. Но старый друг Франц Бейер убедил Грига ещё раз встретиться с супругой.

     «На свете так мало по-настоящему близких людей», — сказал он своему опечаленному товарищу.

      Эдвард и Нина Хагеруп воссоединились, а в знак примирения отправились на гастроли в Рим. По возвращении они продали свой дом в Берегене и купили чудесную усадьбу в пригороде, которую Григ назвал «Тролльхаугене».

      В 1887 г. Эдвард и Нина Хагеруп вновь оказались в Лейпциге. Их пригласили в частный дом на камерный концерт, посвящённый встрече Нового Года. Помимо Грига в нём участвовали ещё двое именитых гостей — Иоганн Брамс и Пётр Ильич Чайковский. Последний стал близким другом четы Григов. Между композиторами завязалась оживлённая переписка. Позже, в 1905 г., Эдвард хотел приехать в Россию, но этому помешали хаос русско-японской войны и нездоровье композитора.

     В 1889 г., в знак протеста против дела Дрейфуса, Григ отменил свое выступление в Париже.

     Тем временем, лёгкие все больше беспокоили композитора, вынуждая его все чаще отказываться от гастролей. Однако Григ из последних сил противился болезни, продолжая творить и стоить планы на будущее.

     В 1907 г. композитор собрался  на музыкальный фестиваль в Англию. Они с Ниной остановились в маленьком отеле в родном  Бергене, чтобы дождаться там корабля на Лондон. Здесь Эдварду стало хуже, и ему пришлось лечь в больницу.

    Скончался Эдвард Григ 4 сентября 1907 г. Рассказывают, что перед смертью Григ приподнялся с постели и отвесил глубокий и почтительный поклон.

 

Музыкальное наследие:

Произведения для хора, солистов и оркестра:
"Берглиот" (Bergliot, слова Б. Бьёрнсона, ор. 42, 1871 г.; 2-я редакция, 1885 г.), "У врат монастыря" (Foran Sydens Kloster, из поэмы Бьёрнсона, ор. 20, 1870-1871 гг.), "Возвращение на родину" (Land Kjenning, слова Бьёрнсона, ор. 31, 1872 г.; 2-я редакция, 1881), "В плену гор" ("Одинокий", DenBergtekne, ор. 32, 1878 г.)

 
Произведения для оркестра:симфония с-moll, (1863-1864 гг.), концертная увертюра - "Осенью" (I Host, ор. 18, № 4, 1866 г.; переоркестрована в 1888 г., имеется переложении для фортепиано в 4 руки), "Пер Гюнт" (1-я сюита из музыки к драме Г. Ибсена, ор. 46, 1888 г.: Утро, Смерть Осе, Танец Анитры, В пещере горного короля; 2-я сюита, ор. 55, 1896 г.: Похищение невесты - Жалоба Ингрид, Арабский танец, Бурный вечер на берегу, Песня Сольвейг; обе сюиты переложены для фортепиано в 2 и 4 руки), "Сигурд Крестоносец" (Sigurd Yorsalfar, сюита к драме Бьёрнсона, ор. 56, 1892 г.: В королевском замке, Сон Боргхильды, Торжественный марш; переложена для фортепиано в 2 и 4 руки), Симфонические танцы на норвежские темы (ор. 64, 1898 г., переложены для фортепиано в 4 руки), Лирическая сюита (переложение фортепианных пьес №№ 1-4 из 5-й тетради Лирических пьес, ор. 54, 1904 г.), "Колокольный звон" (Klokkeklang, переложение фортепианной пьесы, ор. 54, № 6, 1904 г.)

 

Произведения для струнного оркестра: 2 элегические мелодии (на темы песен на слова О. Винье, ор. 33, ор. 34, 1883 г.), "Из времён Хольберга" (Fra Holbergs Tid, переложение одноимённой сюиты для фортепиано, ор. 40, 1884-1885 гг.), 2 мелодии (на темы собственных песен, ор. 53, 1890 г.), 2 норвежские мелодии (на темы народных песен из сборника, ор. 17, ор. 63, 1894-1895 гг., переложены для фортепиано в 4 руки), 2 пьесы (Вечер в горах, Колыбельная, ор. 68, 1898 г., переложение фортепианных пьес № 4 и № 5 из 9-й тетради Лирических пьес, ор. 68)

 
Концерты с оркестром: для фортепиано (a-moll, ор. 16, 1868 г.; h-moll, 1882 г., сохранился набросок 1-й части)

 
Камерно-инструментальные ансамбли: Andante con moto для скрипки, виолончели и фортепиано (1878 г.), струнные квартеты (d-moll, 1861 г., не сохранился; g-moll, ор. 27, 1877-1878 гг.; F-dur, без ор., 1891 г., неокончен), фортепианный квинтет (1836 г., наброски)

 
Произведения для фортепиано в 2 руки: Вариации на немецкую мелодию (1854 г., рукопись не сохранилась), 23 маленькие пьесы (1859 г.), 9 детских пьес (посвящены фрейлейн Л. Рейс, 1859 г.), 3 пьесы (посвящены Терезе Берг, 1860 г.), 4 пьесы (ор. 1, 1861-1862 гг.), 6 поэтических музыкальных картинок (Poetiske Tonebilleder, ор. 3, 1863 г.), 4 юморески (ор. 6, 1865 г.), соната (ор, 7, 1865 г.), Траурный марш памяти Рикарда Нурдрока (без ор., 1866 г.; имеется переложение для военного оркестра), 25 норвежских песен и танцев (Norske Folkeviser og Dandse, на мелодии из сборника Л. М. Линдемана, ор. 17, 1870 г.), "Из народной жизни" (Folkelivsbilleder, ор. 19, 1872 г.), "Баллада в форме вариаций на норвежские народные мелодии" (Ballade i form at variasjoner over en norsk folkevise, op. 24, 1875 г.), 6 норвежских горных мелодий (Sex norske field melodier, без ор., около 1875 г.), 4 листка из альбома (ор. 28, № 1, 1864; № 2, 1874 г.; № 3, 1876; № 4, 1878 г.), "Импровизация на норвежские народные песни" (Improvisata over norske tolkeviser, op. 29, 1878 г.), "Из времён Хольберга" (Fra Holbergs Tid, op. 40, 1884 г.; переложение для струнного оркестра, 1885 г.), транскрипции собственных песен (ор. 41, 1885 г. и ор. 52, 1891 г.), 19 доныне неопубликованных норвежских народных песен в обработке для фортепиано (19 hidtil utrykte norske folkeviser sat for Piano, op. 66,1896 г.), Слотты. 17 норвежских крестьянских танцев для скрипки соло, как они исполняются на народном инструменте "феле", запись Ю. Хальворсена, обработка для фортепиано (Slatter. 17 norske Bondedanse tor Violinsolo silk som de spilles pa Fele, op, 72, 1901-1902 гг.), "Настроения" (Stemninger, 7 пьес, ор. 73, 1905 г.), 3 пьесы (без ор.: В танце, Dansen gar и Танец гномов, Tusseslat, 1898 г.; Белые облака - Hvide skyer, без ор.; 1891 г.; опубликованы 1908 г.), Лирические пьесы (Lyriske Stykker, 10 тетрадей, 66 пьес: I - ор. 12, 1867 г.; II - ор. 38, 1883 г.; III - ор. 43, 1886 г.; IV - op. 47, 1887 г.; V - op. 54, 1891 г., № 3 - Шествие гномов, Troldtog, № 4 - Ноктюрн; VI - ор. 57, 1893 г.; VII - ор. 62, 1894-1895 гг.; VIII - ор. 65, 1896 г., № 6 - Свадебный день в Троль-хаугене, Bryllupsdag pa Troldhaugen, IX - op. 68, 1895 г.; X - op. 71, 1901 г.)

 
Произведения для фортепиано в 4 руки: 2 симфонические пьесы (переложение 2 частей симфонии c-moll, ор. 14, 1864 г.), "Норвежские танцы" (ор, 35, 1881 г.; переложение для фортепиано в 2 руки, 1881 г.), Вальсы каприсы (ор. 37, 1883 г.; переложено для фортепиано в 2 руки, 1883 г.)

 
Произведения для 2 фортепиано: "Старонорвежский романс с вариациями" (Gammejnorsk melodic med variasjoner, op. 51, 1891 г., переложен для оркестра, 1904 г.), 2-я фортепианная партия к 4 сонатам В. А. Моцарта, без ор., 1876-1879 гг.)

 
Произведения для скрипки и фортепиано: 3 сонаты (F-dur, ор. 8, 1865 г.; G-dur, ор. 13, 1867 г.; c-moll, op. 45, 1886-1887 гг.), "Гавот" (1867 г.)

 
Произведения для виолончели и фортепиано: соната (a-moll, ор. 36, 1882-1883 гг.)

 
Произведения для хора а сappella: 4 песни, посвящены Студенческому хоровому обществу в Копенгагене (1863 г., неопубликованы), "Вечернее настроение" (посвящено Норвежскому студенческому хоровому обществу и его руководителю И. Д. Беренсу, слова Ю. My, 1867 г.), "Песня моряка" (Норвежский моряк, слова Бьёрнсона, без ор., 1868 г.), "У гроба Вельхавена" (слова Ю. My, без ор., 1873 г.), "Кантата на открытие памятника X. Хьерульфу в Кристиании" (слова А. Мунка, 1874 г.), "Песнь северных борцов за свободу" (слова Бьёрнсона, 1874 г., неопубликована), "Две песни на слова У. Луфтхюса" (без ор., 1881 г.), "Приветствие певцов на слова Скавланна" (к празднику песни в Тронхейме, без ор., 1883 г.), "Кантата на открытие памятника X. Хольбергу в Бергене" (слова Рольфсена, без ор., 1884 г.), "Песня нашего знамени" (слова Бьёрнсона, 1893 г.), "Две песни" (слова Й. Даля, 1896 г.), "Приветствие певцов Кристиании" (слова И. Ли, без ор., 1896 г.), "Ave Maris Stella" (без ор., 1898 г.), "Уле Буллю" (сл., Й. С. Вельхавена, 1901 г.)

 
Произведение для голоса с фортепиано: около 150 песен, романсов и песенных циклов на слова норвежских, датских и немецких поэтов, в том числе на слова X. К. Андерсена - 15 (ор. 5, 1864 г.; без ор., 1865 г.: ор. 15, 1870 г.; ор. 18, 1865-1869 гг.), И. Паупьсена - 16 (op. 26, 1876 г.; op. 58, цикл Норвегия - Norge; ор. 59, 1893-1894 гг.), О. Винье - 15 (op. 33, 1873-1880 гг.; без op., 1880 г.), Б. Бьёрнсона - 10 (без ор. 1867 г., 1871 г., 1873 г.; ор. 18, 1868 г.; op. 21, 1870-1872 гг.; ор. 39, 1869-1884 гг.), Г. Ибсена - 7 (ор. 15, 1868 г.; op. 25, 1876 г.), X. Драхмана - 12 (цикл По скалам и фьордам - Fra Fjeld og Fjord, op. 44, 1886 г.; op. 49, 1886-1889 гг.), О. Бенцона - 10 (ор. 69, op. 70, 1900 г.), А. Гарборга - 8 (цикл "Девушка с гор" - Haugtussa, ор. 67, 1896-1898 гг.), Г. Гейне - 7 (ор. 2, 1861 г.; op. 4, 1863-1864 гг.; op. 39, 1869-1884 гг.; ор. 48, 1889 г.), В. Крага - 5 (op. 60, 1894 г.), Р. Шамиссо - 4 (ор. 2, 1861 г.; op. 4, 1863-1864 гг.), A. Мунка - 4 (ор. 9, 1863-1865 гг.), К. Винтера - 4 (ор. 10, до 1862 г.), на слова из книги для чтения Н. Рольфсена -7 детских песен (ор. 61, 1894 г.); на слова И. В. Гёте, И. Л. Уланда, К. Рикардта, Ф. М. Боденштедта и др.

 

Музыка к спектаклям драматического театра: "Сигурд Крестоносец" (Sigurd Jorsalfar к драме Бьёрнсона, 5 номеров, ор. 22, 1872 г.), "Улаф Трюгвасон" (3 сцены из неоконченой оперы на текст Бьёрнсона, ор. 50, 1873 г.; 2-я редакция 1883 г.; концертное исполнение под управлением Г., 1889 г., Кристиания; сценическая постановка 1908 г., Национальный театр, Кристиания), "Пер Гюнт" (музыка к поэме Г. Ибсена, ср. 23, 23 номера, 1874-1875 гг., переложена в виде 2 сюит для симфонического оркестра, а также для фортепиано в 2 и 4 руки)

 

Этапы творческого пути:

15 июня 1843 г.

Родился Э. Григ

1858-1862 гг.  

Учеба в Лейпцигской консерватории

1863-1866 гг. 

Жизнь в Копенгагене

1864 г.  

Создание общества «Евтерпа»

1866 г.

Организовал концерт норвежских композиторов и был приглашен на должность дирижера Кристианийского филармонического общества

1867 г.  

Вторая соната для скрипки и фортепиано

1871  г. 

Пишет музыку к драматическому монологу Бьёрнсона «Берглиот»

1872 г.  

Написана пьеса «Сигурд Крестоносец»

1874 г. 

Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»

1876 г.

Постановка «Пер Гюнта» в Кристиании

1876-1888 гг.

Концертная деятельность

 

1880-1882 гг.

Руководит музыкальным обществом в Бергене

1881 г. «Норвежские танцы»
1884 г. Сюита для фортепиано «Из времен Хольберга»
1891-1901 гг. Шесть тетрадей «Лирических пьес»
1898 г. Организует в Бергене первый музыкальный фестиваль

4 сентября 1907 г.  

 Скончался

 

 Памятник Э. Григу

в Трольдхаугене

 

        

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".