Глазунов А. К.

 

 

Глазунов

Александр Константинович (1865–1936)

 

     Молодой человек, готовившийся к поступлению в Ленинградскую консерваторию, решил пойти на курсовой экзамен пианистов. Вышел пианист, начал играть что-то незнакомое. И вдруг молодой человек услышал рядом чей-то тихий, спокойный голос:

     — На четвертую страницу переходит... Он обернулся и замер. Рядом сидел сам Глазунов, задумавшийся, медленно покачивающийся в такт музыке.

     Через некоторое время снова раздался его голос:

    — Вот уже на седьмую страницу перевалил.

    И опять:

    — К одиннадцатой подходит.

   Юному музыканту очень хотелось сказать маститому соседу что-нибудь приятное. Он долго думал и наконец решился:

   — Как вы хорошо знаете классическую музыку, Александр Константинович!

   — И немудрено, — тихо ответил Глазунов, — это моя соната.

 

 

     Александр Глазунов родился 29 июля (10 августа) 1865 г. в Санкт-Петербурге в семье книгоиздателя. Его мать и отец были музыкантами-любителями.

    С десяти лет занимался музыкой. Учился композиции у Римского-Корсакова. В 1883 г. окончил реальное училище. Обучался на филологическом факультете университета.

    В начале 80-х гг. происходит знакомство Глазунова со страстным любителем музыки и, что немаловажно, богатым лесопромышленником

М.П. Беляевым, который оказал в последствии большое влияние на дальнейшее развитие музыки в России, поддерживая молодые дарования.

    С 1888 г. Глазунов выступал как дирижёр в России и за рубежом. С 1899 г. стал профессором Петербургской консерватории.

    В 1905 г. в знак протеста против реакционных действий дирекции ушёл из консерватории, куда вернулся после частичного удовлетворения требований прогрессивной профессуры и студенчества, с конца 1905 г. он директор консерватории. После революции 1917 г. активно участвовал в строительстве советской культуры, перестройке музыкального образования, вёл общественную музыкально-просветительскую работу.  

     С 1917 г. ректор Петроградской консерватории .

    В 1922 г. Глазунову присвоено звание Народного артиста Республики.

   Умер Глазунов в Париже 21 марта 1936 г.

 

Музыкальное наследие:

     Обширное композиторское наследие А. Глазунова включает в себя восемь симфоний, огромное количество увертюр и фантазий для оркестра, балеты, произведения для хора и хора с оркестром, инструментальные концерты, семь струнных квартетов, многочисленные ансамбли и фортепианные пьесы.

 

Балеты: «Раймонда» (либретто Л. Пашковой и М. Петипа, ор. 57, 1897), «Барышня-служанка, или Испытание Дамиса» (на сюжет М. Петипа по картине Ватто, ор. 61, 1898, «Времена года» (на сюжет М. Петипа, ор. 67, 1899).

 

Произведения для хора и голосов с оркестром: Торжественный марш в честь открытия Всемирной Колумбовской выставки в Чикаго в 1893 (ор. 40, 1892), Коронационная кантата (ор. 56, 1895), Торжественная кантата в память 100-летней годовщины А. С. Пушкина (ор. 65, 1899), «Здравица» (слова В. А, Жуковского, без ор., 1903), «Эй, ухнем!»

 

Симфонии: № 1 (Е-dur, ор. 5, 1881; 2-я редакция 1885; 3-я редакция 1929), № 2 (fis-moll, ор. 16, 1886), № 3 (D-dur, ор. 33, 1890), № 4 (Es-dur, ор. 48, 1893), № 5 (В-dur, ор. 55, 1895)

 

Сюиты: Характеристическая сюита (d-moll, ор. 9, 1887), Восточная рапсодия (G-dur, ор. 29, 1889), Шопениана (сюита из сочинений Ф. Шопена, ор. 46, 1892), Из средних веков (Е-dur, ор. 79,1902)

 

Симфонические поэмы и фантазии: «Памяти героя» (элегия, ор. 8, 1885), «Стенька Разин» (симфоническая поэма, ор. 16, 1885), «Лес» (фантазия, ор. 19, 1887), «Кремль» (симфоническая картина, ор. 30, 1891), Весна (музыкальная картина, ор. 34, 1891)

Разные произведения для оркестра: Серенада № 1 (ор. 7, 1883), Лирическая поэма (ор. 12, 1884), Концертный вальс .№ 1 (D-dur, ор. 47, 1893), Памяти В. В. Стасова (1906). 2. Памяти Н. А. Римского-Корсакова (ор. 85, 1908), Памяти Н. В. Гоголя (симфонический пролог, ор. 87, 1909),

 

Для фортепиано в 2 руки: 2 сонаты (№ 1 b-moll, ор. 74, 1901; № 2 с-moll, ор. 75, 1901), Тема с вариациями (ор. 72, 1900), сюита на тему «Саша»

(ор. 2, 1883), 3 этюда (ор. 31, 1890)

 

Для голоса с фортепиано:  5 романсов (ор. 4, 1882-1885), 2 песни на слова А. С. Пушкина («Вакхическая песня», «Восточный романс», ор. 27, 1888; то же с сопровождением оркестра), 6 романсов (ор. 59, 1898, слова А. С. Пушкина и др.), 6 романсов (ор. 60, 1898, слова А. С. Пушкина и А. Н. Майкова) и др.

 

Для хора без сопровождения: Гимн Пушкину (для женского хора с фортепиано аd libitum, ор. 66, 1899), Любовь (для смешанного хора, слова В. А. Жуковского, ор. 94, 1907), Вниз по матушке по Волге (русская песня для смешанного хора, без ор., 1921)

 

Музыка к драматическим спектаклям: Вступление и пляска Саломеи (к драме «Саломея» О. Уайльда, ор. 90, 1908), Царь Иудейский (музыка к драме К. Р., ор. 95, 1913), Маскарад (музыка к драме М. Ю. Лермонтова, без ор., 1913)

 Этапы творческого пути:

29 июля (10 августа) 1865 г.

Родился в Санкт-Петербурге

1879 - 1881 гг.

Берет уроки у Римского-Корсакова

Март 1882 г.

 

Первая симфония, написанная Глазуновым, прозвучала в концерте Бесплатной музыкальной школы

1883 г.

Оканчивает  училище

Октябрь 1884 г.

Знакомство с

П.И. Чайковским

1885 г.

Получает премию, учрежденную богатым лесопромышленником

М.П. Беляевым за свой первый струнный квартет и жертвует ее на памятник Мусоргскому. К этому же времени относится учреждение «Русских симфонических концертов», которые проводились в последствии каждый год, в декабре, в течении 30 лет. На первом же концерте была исполнена симфоническая поэма Глазунова «Стенька Разин».

1888 г.

Начинает выступать в качестве дирижёра

1896-1897 гг.

Пишет балет "Раймонда"

1898 г.

В Петербурге впервые ставят «Раймонду»

1899 г.

Становится профессором Петербургской консерватории

1905 г.

Уходит из консерватории, затем возвращается, становится директором.

1907 г.

Глазунову присваивают степень доктора Кембриджского и Оксфордского университетов

1917 г.

Становится ректром Петроградской консерватории.

1922 г.

Получает звание народного артиста республики.

21 марта 1936 г.

Скончался в Париже

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

          Два концертных вальса

   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".