Глинка М. И.

 

 

Глинка Михаил Иванович (1804-1857)

  

«Что ж делать? Музыка — душа моя»

М.И. Глинка

 

 

 

     «Во многих отношениях Глинка, — писал известнейший музыкальный критик XIX -го в.

В. В. Стасов, — имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества — оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

     И действительно, Глинка завершил процесс формирования русской музыки, точно так же, как Пушкин в литературе довел до совершенства русский язык. Они похожи — Пушкин и Глинка. Та же уравновешенность, гармоничность любого высказывания, то же совершенно естественное и оригинальное сочетание европейской формы и русского содержания. Творчество Глинки глубоко национально: оно выросло на почве русской народной песенности, впитало традиции древне-русского хорового искусства, по-новому в нём претворились достижения русской композиторской школы XVIII –начала XIX -го вв.

     Будущий основоположник русской классической музыки Михаил Глинка родился 1 июня 1804 г. в селе Новоспасском, в имении своих родителей,  расположенном недалеко от Смоленска. Отец композитора — Иван Николаевич Глинка — был отставным капитаном.

     Еще в раннем детстве Глинка часто слушал народную музыку и оркестр крепостных музыкантов у дядюшки (иногда даже сам участвовал в их концертах).

     С 1817 г. Глинка жил в Петербурге, где учился в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище. Его гувернером был поэт–декабрист

В.К. Кюхельбекер. Одновременно он брал уроки игры на фортепьяно (у Дж. Филда и Ш. Майера), скрипки (у Ф. Бема), учился пению.

     По окончании учебы (1822 г.) Глинка поступил на службу в ведомство путей сообщения, но вскоре вышел в отставку.

     В 1830-х гг. Глинка совершил путешествие в Италию и познакомился там со многими выдающимися западными музыкантами и композиторами (такими, как Г. Берлиоз, В. Беллини, Г. Доницетти). В 1833–1834 гг он жил в Берлине, где занимался гармонией и контрапунктом с З. Деном.

     В 1836 г. Глинка стал капельмейстером Придворной певческой капеллы, а в 1839 г. вышел в отставку. В этом же году состоялась премьера его оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). А через шесть лет (в 1842 г.) была поставлена другая опера композитора «Руслан и Людмила».

     1844–1848-е гг. композитор проводит во Франции и Испании. Концерт Глинки в Париже прошел с огромным успехом, подтверждая не только необыкновенную популярность русского композитора, но и признание на Западе русской музыки.

     Умер Глинка в Берлине 3 (15) февраля 1857 г.

     В 1857 г. был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

 

Музыкальное наследие:

Оперы: « Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836 г., Большой театр, Петербург; с новым текстом С. М. Городецкого, 1939 г., Большой театр, Москва), « Руслан и Людмила» (1842 г., там же)

 

Произведения для солистов, хора и оркестра (или фортепиано): Польский «Велик наш бог» (для хора с оркестром, слова В. А. Соллогуба, 1837 г.); Гимн хозяину (для тенора, смешанного хора и оркестра, слова Н. А. Маркевича, 1838 г.), «Коса» («Я пойду, пойду косить», цыганская песня, для голоса, хора и оркестра, слова А. Я. Римского-Корсака, 1854 г.), «Молитва» («В минуту жизни трудную...», для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра, слова М. Ю. Лермонтова, 1855 г.)

 

Произведения для оркестра: симфония (B-dur, 1824 ?, не оконч.), 2 увертюры (g-moll, D-dur, 1822-1826 гг.), симфония на две русские темы (Sinfonia per l'orchestra sopra due motive Russi, 1834 г., закончена и инструментована по наброскам автора В. Я. Шебалиным, 1937 г., издана 1948 г.), 2 испанские увертюры — «Арагонская хота» (Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты, Capricho brillante рага gran orchestre sobre la Jota Aragonesa, 1845 г.) и «Ночь в Мадриде» («Воспоминание о летней ночи в Мадриде), Вальс-фантазия (первоначально для фортепиано, 1839 г.), «Камаринская» (Scherzo. На тему русской плясовой песни, первоначальное название — Свадебная и плясовая, 1848 г.), «Польский» (Торжественный полонез, F-dur, 1855 г.)

 

Произведения для голоса с фортепиано: 80 романсов, песен, арий, в том числе цикл романсов Прощание с Петербургом (слова Н. В. Кукольника, 1840 г.), Записи 17 испанских народных напевов (1845-1846 гг., 1856 г.), романсы на слова

А.С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. Мицкевича, А. А. Дельвига, В. А. Жуковского и др., итал. арии, дуэттино, канцонетты; вок,

 

Ансамбли и хоры: « Молитва» («Боже, сил во дни смятенья», трио для альта, тенора и баса с фортепиано), «Молитва» (русский текст П. И. Чайковского — «С небеси услыши», квартет, 1828 г.), «Не осенний частый дождичек» (слова А.А. Дельвига, для тенора, мужского хора и фортепиано, 1829 г.), Херувимская песнь (С-dur, для 6-голосного хора a cappella, 1837 г.), «Вы не прийдёте вновь» (текст французский, перевод Глинки, дуэттино для 2 сопрано с фортепиано, 1837 г.), «Прости меня, прости, прелестное созданье» (романс П. С. Федорова на слова А. И. Булгакова), «Когда, душа, просилась ты» (элегия М. Л. Яковлева на слова А. А. Дельвига, обработка для сопрано и баса с фортепиано, 1838 г., записана 1855 г.), Прощайте, милые друзья (слова Н. В. Кукольника, для соло и хора, 1840 г.), Заздравная песня. Пие Куба до Якуба (слова народные, для голоса и хора, 1847 г.), Ектения первая (для 4-голосного смешанного хора, 1856 г.), Да исправится молитва моя (для 2 теноров и баса, 1856 г.) и др.;

 

Вокальные упражнения и этюды: Семь этюдов для контральто с фортепиано (для Н.И. Гедеоновой, 1830 г.), Шесть этюдов для голоса с фортепиано (для Марии, 1833 г.), Упражнения для уравнения и усовершенствования голоса (баса; для

О.А. Петрова, 1836 г.), Школа пения (для

А.Н. Кашперовой, 1856)

 

Музыка к драматическим спектаклям: Ария с хором к драме «Молдаванка и цыганка, или Золото и кинжал» Бахтурина (1836 г.), Музыка к трагедии «Князь Холмский» Н. В. Кукольника, куплеты Джона... «Теперь вот буду я жениться» (к водевилю «Купленный выстрел» Бойкова, 1856 г.)

 

Этапы творческого пути:

1 июня 1804 г.

Родился в селе Новоспасском 

1817 г.

Переезжает в Петербург

1817 - 1822 гг .

У чится в Благородном пансионе при Главном педагогическом училище

Начало
1830-х гг.

Путешествие в Италию

1833–1834 гг.

Живёт в Берлине

1836  - 1839 гг .

Является капельмейстером Придворной певческой капеллы

1 839 г .

Премьера оперы «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)

1842 г .

Поставлена опера "Руслан и Людмила"

1845 г

Французский композитор Г. Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки

1844 –1848 гг.

Концертная деятельность во Франции и Испании

1848 г.

Написал симфоническую фантазию «Камаринская» с русскими народными темами

3 (15) февраля 1857 г.

Скончался в Берлине

1857 г.

Перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры в Петербурге.

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

             Фортепьянные пьесы: 

              Романсы:

       

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".