Штраус

 

 

Штраус Рихард (1864-1949)

 

 

"Наше будущее лежит в искусстве, особенно в музыке. Во времена, когда духовные ценности реже материальных, эгоизм и ненависть правят миром, музыка будет делать многое, чтобы вернуть любовь роду человеческому "

Р. Штраус, 1945 г.

 

 

      Рихард Штраус прожил долгую и счастливую жизнь, озаренную ослепительными лучами всемирной славы. Начав свой творческий путь в конце XIX столетия с позиции неоромантизма, Штраус в XX в. попеременно поддавался то импрессионистским, то экспрессионистским влияниям. Но в каком бы стиле композитор не творил, он везде проявлял себя, прежде всего, как первоклассный мастер.

 

     Рихард Штраус родился 11 июня 1864 г. в семье мюнхенского валторниста. Мать будущего композитора, происходившая из рода инструменталистов и оперных артистов, имея неплохую музыкальную подготовку, стала первым учителем сына. Рихарду тогда было всего четыре года. А уже в шесть лет юный Штраус написал свое первое музыкальное произведение.

     Отец Рихарда - Франц Штраус - служил в Придворном оперном театре Мюнхена, благодаря чему Рихард получил возможность брать частные уроки по теории музыки и оркестровке у дирижера оперного оркестра Ф.М. Мейра. Дальнейшие занятия музыкой проходили под строгим надзором отца.

     В детстве на Штрауса большое впечатление произвела музыка Р. Вагнера, но так как в доме его отца она считалась музыкой "низкой", Рихард лишь в шестнадцать лет смог получить партитуру "Тристана и Изольды".

     В 1882 г. Штраус поступил В Мюнхенский университет, где изучал философию и историю. Однако уже через год он бросил учебу и отправился в Берлин. Вскоре он получил пост ассистента дирижера при знаменитом Гансе фон Бюлове. В общей сложности Штраус проведет за дирижерским пультом 70 лет.

    Одновременно Рихард ни на минуту не забывал о сочинительстве. Музыкальные опыты двадцатилетнего юноши обращали на себя внимание больших авторитетов того времени. Так, Бюлов, прослушав Серенаду для 13 духовых инструментов назвал Штрауса "необычайно одарённым молодым человеком", а в последствии увидел в нём "наиболее выдающуюся личность после Брамса...".

    В 1888-1898 гг. Штраус пишет программно-симфонические произведения, которые принесли ему мировую славу ("Дон-Жуан", "Макбет", "Смерть и просветление", "Тиль Уленшпигель", "Так говорил Заратустра", "Дон Кихот", "Жизнь героя", Домашняя симфония). Эти сочинения коренным образом отличаются от раннего творчества композитора, выполненного в рамках классического стиля.

    В 1896 г. Штраус получил должность главного дирижера Мюнхенского театра, но, не смотря на новые обязанности, успевал давать многочисленные концерты по всему миру. В 1898 г. композитор принял предложение Берлинской придворной оперы и покинул Мюнхен.

    В последние годы XIX столетия внимание Штрауса привлекла оперная музыка. Первая его опера "Гунтрам" была написана в 1893 г. в классическом вагнеромском стиле. Последующие за ней "Саломея" (1905 г.) и "Электра" (1908 г.) обнаружили близость к экспрессионизму. Оперное творчество Штрауса, разнообразное по стилю, оказало в дальнейшейм большое влияние на развитие музыкального театра XX в.

    Помимо оперной музыки Рихард Штраус писал в эти годы произведения для хоров и оркестровые пьесы.

    В 1919 г. Штрауса пригласили на пост директора Венского оперного театра. Композитор согласился и остался в Вене на пять лет.

    В начале 1930 гг. власть в Германии захватили нацисты. Стараясь привлечь на свою сторону виднейших деятелей культуры, они, естественно, обратили внимание на Штрауса. Не спрашивая согласия композитора, его назначили главой Имперской музыкальной камеры (учреждение, которое должно было руководить музыкальной жизнью Германии) - событие, которое впоследствии ставили музыканту в укор. Однако вскоре у Штрауса возник конфликт с германскими властями, и он подал в отставку.

    В 1948 г. Штраус написал свое последнее сочинение - Четыре последние песни для сопрано и оркестра.  К этому времени на фоне современной музыки мелодичный и гармоничный Штраус казался слегка устаревшим, хотя его песни по-прежнему пользовались популярностью у слушателей.

     Умер Штраус в Гармиш-Партенкирхене 8 сентября 1949 г.

 

Музыкальное наследие: 

Песни: "Посвящение" (Zueignung), "Тайное приглашение" (Heimliche Aufforderung), "Утро" (Morgen) из ор. 27, "Сон в сумерках" (Traum durch die Dmmerung) из ор. 29

 

Симфонические поэме: "Из Италии" (Aus Italien, ор. 16), "Дон Жуан" (Don Juan, ор. 20), "Озорные проделки Тиля Уленшпигеля" (Till Eulenspiegels lustige Streiche, ор. 28, 1895 г.), "Макбет" (Macbeth, ор. 23, 1890 г.), "Смерти и просветления" (Tod und Verklrung, ор. 24, 1891 г.), "Так говорил Заратустра" (Also sprach Zarathustra, ор. 30, 1896 г.), "Дон Кихот" (Don Quichote, ор. 35, 1897 г.), "Жизнь героя" (Ein Heldenleben, ор. 40, 1898 г.), "Домашняя симфония" (Sinfonia domestica, ор. 53, 1904 г.), "Альпийская симфония" (Alpensinfonie, ор. 64, 1915)

 

Оперы: "Гунтрам" (Guntram, 1894 г.), "Пожар" (Feuersnot, 1901 г.), "Саломея" (Salome, 1905 г.), "Электра" (Elektra, 1909 г.), "Кавалер розы" (Der Rosenkavalier, 1911 г.), "Женщина без тени" (Die Frau ohne Schatten, 1919 г.), "Интермеццо" (Intermezzo, 1925 г.), "Елена Египетская" (Die gyptische Helena, 1928 г.), "Арабелла" (Arabella, 1933 г.), "Молчаливая женщина" (Die schweigsame Frau, 1935 г.), "День мира" (Der Friedenstag, 1938 г.), "Дафна" (Daphne, 1938 г.), "Любовь Данаи" (Die Liebe der Danae, 1940 г.), "Каприччио" (Capriccio, 1942 г.)

 

 

Этапы творческого пути:

11 июня 1864 г.

Родился в Мюнхене

1882 г.

Студент Мюнхенского университета

1886 г. Симфоническая поэма "Из Италии"

1889 г.

Первое исполнение симфонической поэмы "Дон Жуан"  

1890 г.

Симфонические поэмы "Макбет" и "Смерть и просветление"

1893 г.

Опера "Гунтрам"

1898 г. "Жизнь героя"

1898 –1918 гг.

 

Работа в Королевской опере Берлина
1901 -1909 гг. Председатель Всегерманского музыкального союза
1903 г. "Домашняя симфония"
1917 -1920 гг. Руководитель класса композиторского мастерства в Берлинской академии искусств
1919 -1924 гг. Руководил Венской оперой

С 1924 г.  

Гастролировал в странах Европе и в США

1949 г.

Скончался

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

          

  




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".