Оперы

 

 

Оперы

 

 Сцена из оперы "Саломея"

Рихарда Штрауса

   

    Первые опыты Рихарда Штрауса в написании оперной музыки относяться к последнему десятилетию XIX в.

    Исследователи, которые делят творчество композитора на два основных периода: симфонический и оперый, полагают, что смена музыкальных интересов Штрауса связана с угасанием интереса слушателя к его симфоническим  шедеврам. И хотя Штрауса по-прежнему называют "первым композитором мира", жадный и любопытный взгляд мировой культурной общественности устремлен уже в другую сторону: в сторону русской музыкальной школы (в частности Мусоргского, Римского-Корсакова, Бородина) и французов Дебюсси, Равеля, Бартока.

   Сам Штраус по этому поводу уклончиво сказал:  "Симфонические поэмы не доставляют мне никакого удовольствия". 

    Первая опера, созданная композитором в 1894 г., успеха не имела. "Гунтрам", как и следующая за ней опера "Погасшие огни" (1901 г.) была выполнена в неоклассическом вагнеровском стиле. Но уже "Саломея" по пьесе скандального английского писателя Оскара Уайльда в буквальном смысле слова "встормошила" общественность. В "Саломее", написанной в 1905 г., Штраус использует диссонансы, которые в то время звучали в оперной музыке крайне редко. 

      Премьера "Саломени" в нью-йоркском Метраполитен Опера сопровождалась столь бурными протестами публики, что опера была снята на следующий же день после первого представления. Однако в других оперных театра "Саломею" ждал успех.

 Соломея

    …По приказу царя Ирода схвачен и заключен в подземелье пророк Иоканаан. Саломея хочет взглянуть на узника, но начальник стражи, Нарработ, отказывает ей в этом, ссылаясь на строгий приказ Ирода. Зная, что Нарработ страстно любит ее, Саломея искушает его взглядом, движениями и добивается своего - из темницы выводят пророка. Впервые за всю жизнь Саломеей овладевает желание поцеловать мужчину. Саломея протягивает к нему руки, но узник Ирода отталкивает царевну. Не в силах вынести эту сцену, Нарработ закалывается. Саломея, вероятно, даже не заметила упавшее к ее ногам тело начальника стражи. И когда к ней приближается Ирод и просит исполнить для него танец семи покрывал, Саломея ставит условие: она согласна, если Ирод осуществит любое ее желание. Ирод клянется. Сбросив с себя последнее покрывало, Саломея заканчивает танец. "Голову Иоканаана!" - говорит она Ироду. Даже он, по древним преданиям купавшийся в крови,-даже он содрогается. Но Саломея неумолима. Палач протягивает ей голову казненного, и она впивается в мертвые губы. Охваченный ужасом Ирод бросает страже: "Убейте эту женщину!" На мраморные ступени падает труп Саломеи...

      Со следующей оперы Штрауса  - "Электы" (1908 г.) - начинается активное сотрудничество композитора с поэтом Гуго фон Гофмансталемом, ставшим основным либреттистом Штрауса на долгие годы. 

     В "Электе" Штраус еще ближе, чем в "Саломеи" пододошел к экспрессионизму, но уже в "Кавалере розы" (1910 г.) стал более осторожен в использовании гармонического языка, что привело к еще большему успеху его оперы у публики.

     Рихард Штраус писал оперы вплодь до 1940 г.  В 1917 г. он пишет "Женщину без тени", затем "Интермеццо" (1923), "Елену Египетскую" (1927), "Арабеллу" (1932), "Молчаливую женщину" (1935), "Мирный день" (1936). "Дафну" (1937) и "Любовь Данаи" (1940).

      В предисловии к опере "Интермеццо", обращаясь к молодым дирижерам со сводом "золотых правил", Штраус пишет: "Недостаточно если ты, знающий текст наизусть, слышишь каждое спетое певцом слово. Публика должна без усилий воспринимать текст. Если она не понимает текста - она спит".

 

 

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".