Шопен

 

 

Шопен Фридерик (1810-1849)

 

    

     Шопен великий польский композитор. Подобно Моцарту и Бетховену, он прославился и как гениальный пианист. И в той и другой области Шопен сказал свое слово: обогатил музыку новым содержанием и образами, раскрыл ее новые, неизвестные до того времени выразительные возможности, ввел новые приемы пианистического исполнительства.

     На формирование мировоззрения композитора оказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под рук. Т. Костюшко в 1794 г., в котором принимал участие отец композитора — Николай Шопен, а также идеи польского литературного романтизма (К. Бродзиньский,

А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста развивалась в творчески насыщенной атмосфере предреволюционной Варшавы, где Шопен осваивал опыт польских композиторов

(Ф. Островского, М. Шимановской, М. Огиньского и др.) и венской классической школы.

    

     Фридерик Шопен родился 1 марта 1810 г. недалеко от Варшавы, столицы Польши, в местечке Желязова Воля. Мать Шопена была полька, отец - француз. Семья Шопена жила в имении графа Скарбека, где отец служил домашним учителем. После рождения сына Николай Шопен получил место учителя в Варшавском лицее (среднем учебном заведении), и семья переехала в столицу. 

     Маленький Шопен рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и немного играла на фортепьяно. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры Людвики. Вскоре его педагогом стал известный в Варшаве чешский музыкант Войцех Живный.  Он привил своему ученику любовь к музыке классиков и особенно к произведениям И.С. Баха. 

     Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. Концерт имел успех, и имя Шопена скоро узнала вся Варшава. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепьяно соль-минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.  

     Одновременно с занятиями музыкой мальчик получил хорошее общее образование. Уже в детстве Фридерик свободно владел французским и немецким языками, живо интересовался историей Польши, читал много художественной литературы.

     В 1823 г. Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В годы учения проявились разносторонние способности будущего композитора. Юноша хорошо рисовал, особенно ему удавались карикатуры. Его мимический талант был настолько ярким, что он мог бы стать театральным актером. Уже в юные годы Шопен отличался остротой ума, наблюдательностью и большой любознательностью.

     С детства у Шопена проявилась любовь к народной музыке. С годами народная музыка стала неотъемлемой частью его творчества, сроднилась с его существом.

     После окончания лицея Шопен поступил в Высшую школу музыки. Здесь его занятиями руководил опытный педагог и композитор Иосиф Эльснер. К этому времени Шопен уже был признан лучшим пианистом Польши. Достиг зрелости и его талант композитора. Об этом свидетельствуют два концерта для фортепьяно с оркестром, сочиненные в 1829-1830 гг.  

     Тогда же Фридерик познакомился с юной певицей Констанцией Гладковской, учившейся в Варшавской консерватории. Гладковской суждено было стать первой любовью Фридерика. Именно под впечатлением этой юношеской влюбленности Шопен сочинил одну из лучших песен "Желание" ("Если б я солнышком на небе сияла").

     В 1829 г. Шопен закончил консерваторию. В том же году дал два концерта в Вене. В 1830 г. Шопен сыграл три концерта в Варшаве. Осенью 1830 г. молодой музыкант отправился в длительное концертное турне. Он долго не мог решиться на этот шаг. Его мучили плохие предчувствия. Ему казалось, что он навсегда покидает родину. Друзья подарили музыканту на прощание кубок, наполненный польской землей. Предчувствия не обманули Шопена. Он расстался с родиной навсегда.

     Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, который иногда называют «революционным».  

     В 1831 г. Шопен поселился в Париже. Его очень ценили как пианиста, особенно когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою жизнь он дал не более трех десятков публичных концертов. Его исполнительский стиль был весьма своеобразен: по отзывам современников, этот стиль отличала необычайная ритмическая свобода. Он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.

     В 1835 и 1836 гг. Шопен выезжал в Германию, в 1837 г. — в Лондон. В 1836 г. направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд — 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую часть этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. 

     Кошмаром для Шопена стала зима 1838-1839 гг., прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание плохой погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. 

    В 1847 г. отношения Шопена с Жорж Санд окончательно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это обстоятельство, вместе с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848 г. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа.   Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже очень больной, он играл у королевы Виктории и дал несколько концертов - последний из них состоялся 16 ноября 1848 г. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах более давать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую помощь от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг.  Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья.

     Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849 г. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта. После кончины Шопена его сердце (по воле композитора) было перевезено на родину, в Желязову-Волю.

 

 Шопен на смертном ложе в окружении близких

 

Музыкальное наследие: 

Произведения для фортепьяно с оркестром:
концерты № 1 e-moll (1830 г.) и №2 f-moll op. 21 (1829 г.), вариации на тему из оперы Моцарта "Дон Жуан" ("Дай руку мне, красотка"-"La ci darem la mano", 1827 г.), рондо-краковяк F-d
ur op. 14, фантазия на польскую тему A-dur op. 13 (1829 г.) Andante spianato и полонез Es-dur op. 22 (1830-1832 гг.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: соната для фортепьяно и виолончели g-moll op. 65 (1846 г.), вариации для флейты и фортепьяно на тему из оперы Россини "Золушка" (прим. 1830 г.), интродукция и полонез для фортепьяно и виолончели C-dur op. 3 (1829 г.), Большой концертный дуэт для фортепьяно и виолончели на тему из оперы Мейербера "Роберт-Дьявол", совместно с О. Франшоммом (прим. 1832 г.), фортепьяно трио g-moll ор. 8 (1829 г.)

 

Произведения для фортепьяно: сонаты c-moll ор. 4 (1828 г.), b-moll op. 35 (1839 г.), h-moll op. 58 (1844 г.), концертное Allegro A-dur op. 46 (1840-1841 гг.), фантазия f-moll op. 49 (1841 г.), баллады g-moll op. 23 (1831-1835 гг.), F-dur op. 38 (1839 г.), As-dur op. 47 (1841 г.), f-moll op. 52 (1842 г.), 4 скерцо - h-moll op. 20 (1832 г.), b-moll op. 31 (1837 г.), cis-moll op. 39 (1839 г.), E-dur op. 54 (1842 г.), 4 экспромта - As-dur op. 29 (1837 г.), Fis-dur op. 36 (1839 г.), Ges-dur op. 51 (1842 г.), фантазия-экспромт cis-moll op. 66 (1834 г.), 21 ноктюрн (1827-1846 гг.) -3 op. 9 (b-moll, Es-dur, H-dur), 3 op. 15 (F-dur, Fis-dur, g-moll), 2 op. 27 (cis-moll, Des-dur), 2 op. 32 (H-dur, As-dur), 2 op. 37 (g-moll, G-dur), 2 op. 48 (g-moll, G-dur), 2 op. 55 (F-moll, B-dur), 2 op.62 (H-dur, E-dur), op. 72 e-moll (1823 г.), c-moll без op. (1827 г.), cis-moll (1837 г.), 4 рондо - c-moll op. 1 (1825 г.), F-dur (в стиле мазурки) op. 5 (1826 г.), Es-dur op. 16 (1832 г.), 27 этюдов - 12 op. 10 (1828-1833 гг.), 12 op. 25 (1834-1837 гг.), 3 "новых" (f-moll, As-dur, Des-dur, 1839 г.), вальсы (1827-1847 гг.)- As-dur, Es-dur (1827 г.), Es-dur op. 18, 3 op. 34 (As-dur, a-moll, F-dur), As-dur op. 42, 3 op. 64 (Des-dur, cis-moll, As-dur), 2 op. 69 (As-dur, h-moll), 3 op. 70 (Ges-dur, As-dur, Des-dur), E-dur (ок. 1829 г.), a-moll (кон. 1820-х гг.), e-moll (1830 г.)

 

Мазурки: 4 op. 6 (fis-moll, cis-moll, E-dur, es-moll), 5 op. 7 (B-dur, a-moll, f-moll, As-dur, C-dur), 4 op. 17 (B-dur, e-moll, As-dur, a-moll), 4 op. 24 (g-moll, C-dur, As-dur, b-moll), 4 op. 30 (c-moll, h-moll. Des-dur, cis-moll), 4 op. 33 (gis-moll, D-dur, C-dur, h-moll), 4 op. 41 (cis-moll, e-moll, H-dur, As-dur), op. 43 a-moll, 3 op. 50 (G-dur, As-dur, cis-moll), 3 op. 56 (H-dur, C-dur, c-moll), 3 op. 59 (a-moll, As-dur, fis-moll), 3 op. 63 (H-dur, f-moll, cis-moll), 4 op. 67 (G-dur и G-dur, 1835 г.; g-moll, 1845 г.; a-moll, 1846 г.), 4 op. 68 (C-dur, a-moll, F-dur, f-moll), полонезы (1817- 1846 гг.) - g-moll, B-dur, As-dur, gis-moll, h-moll, 2 op. 26 (cis-moll, es-moll), 2 op. 40 (A-dur, c-moll), fis-moll op. 44, As-dur op. 53, As-dur (полонез-фантазия) op. 61, 3 op. 71 (d-moll, B-dur, f-moll), тарантелла As-dur op. 43 (1841 г.), 2 контрданса (B-dur, Ges-dur, 1827 г.), 3 экосеза (D-dur, G-dur и Des-dur, 1830 г.), болеро C-dur op. 19 (1833 г.)

 

Произведения для фортепьяно в 4 руки: вариации D-dur (на тему Мура, не сохранились), F-dur (оба цикла 1826 г.)

 

Произведения для 2 фортепьяно: рондо C-dur ор. 73 (1828 г.)

 

19 песен для голоса с фортепьяно ор. 74 (1829-1840 гг., на стихи С. Витвицкого, А. Мицкевича, Ю. Б. Залеского, 3. Красиньского), в том числе "Желание" (Zyczenie; на стихи С. Витвицкого), вариации (1822-1837 гг.) - на тему тирольской песенки Es-dur (1827 г.), памяти Паганини (на тему неаполитанской песенки "Карнавал в Венеции", A-dur, 1829 г.), на тему из оперы Галеви "Гарольд" (ария "Je vends des scapulaires" B-dur, 1833 г.), на тему марша пуритан из оперы Беллини "Пуритане". Es-dur (1837 г.), баркарола Fis-dur ор. 60 (1846 г.), Cantabile B-dur (1834 г.), Листок из альбома (Kartka z alburnu E-dur, 1843 г.), колыбельная Des-dur op. 57 (1843 г.), Largo Es-dur (прим. 1832 г.), Траурный марш (Marsz za-lobny c-moll op. 72, 1829 г.)

 

Этапы творческого пути:

1 марта 1810 г.

Родился Фредерик Шопен

1817 г.  

Сочинил полонез  -торжественный танец-шествие; пьеса была издана

1817 г.  

Начал брать уроки у пианиста, скрипача и композитора Войпеха Живного

1818 г. 

Первое выступлении на концерте в пользу бедных в зале Радзивилловского

1823 г.  

Начал заниматься музыкой с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории

1823 -1826  гг.  

Учеба в Варшавском лицее; заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории

1825 г.  

Выступил перед российским императором Александром I и получил награду — бриллиантовый перстень

1826 - 1829 гг.  

Учеба в Варшавской консерватории

1828 г.  

Написана Первая соната, до минор 

11 августа 1829 г. 

Дебют молодого пианиста в Венском оперном театре

1830 г.

Оправляется в гастрольную поездку по Западной Европе. Больше никогда не возвращался на родину

1830 г., 1831 г.

Выступления с гастролями в Вене

1832 г.

Первый публичный концерт Шопена в Париже в зале Плейеля

1836 г.

Знакомство с Жорж Санд

1838 - 1839 гг.

Провел с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова).

 

Создание цикла 24 прелюдий

1839 г.

Созданы Вторая соната, си минор, Фантазия фа минор

1844 г. 

Написана Третья соната си-бемоль минор

1846 г.

Создал Баркаролу, работает над завершением сонаты для виолончели с фортепиано, сочиняет два ноктюрна и три мазурки

1847 г.

Разрыв отношений с Жорж Санд

1847 - 1848 гг.

Сочинил и издал три вальса (опус 64), песню для голоса с фортепьяно — «Мелодия»

1848 г.

Выступление в Англии перед королевой Викторией

17 октября 1849 г.

Скончался

 

 

 Могила Ф. Шопена на кладбище Пер-Лашез 

 

 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

              

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".