| ||||||||
|
| |||||||
Театральная музыка
В 1965-м г. Шнитке прочел запрещенный в СССР роман Пастернака «Доктор Живаго». Наиболее сильное впечатление на него произвели стихи, введенные туда как вставная поэтическая тетрадь — стихотворения Юрия Живаго. Более того, их Шнитке ставил несравненно выше самого романа. «Как роман он меня не убеждает окончательно, потому что остается как бы в кругу очень наивных интеллигентских пастернаковских представлений. А стихи — совсем из другого круга.... Та простота, которой достиг Пастернак, превосходит простоту, достигнутую Анной Ахматовой. Это просто высшее, что дала русская поэзия в этом веке. Не только стихи из "Живаго", но и многие другие стихи позднего Пастернака. Но особенно — эти. Это как бы та награда, которую он получил, обратившись к этой теме. Тема сама уже содержит и путь к награде, и емедленное воздаяние».Еще тогда у композитора возникла мысль использовать «стихотворения Живаго» в своем творчестве — создать на их основе вокальный цикл. Эта мечта осуществилась, но несколько иначе, чем предполагал композитор. В 1993 г. Шнитке стал работать вместе с режиссером Юрием Любимовым (Театр на Таганке) над музыкальным спектаклем под названием «Живаго (доктор)». В этом спектакле многие строки из поэтической тетради были распеты в виде отдельных, законченных музыкальных номеров. Жанр этой постановки получился совершенно индивидуальный: не опера, не рок-опера, не зонг-опера, не мюзикл, не мистерия, а «музыкальный спектакль», в котором претворены все названные выше музыкально-сценические виды. Через весь спектакль идет череда вставных стихотворных текстов: «Я в гроб сойду» из «Гефсиманского сада» Б. Пастернака; «Мы живем, под собою не чуя страны» О. Мандельштама; «И идут без имени святого...» из поэмы «Двенадцать» А. Блока; «Чуть ночь, мой демон тут как тут...» из «Магдалины I» Б. Пастернака; «Мело, мело по всей земле...» из его же «Зимней ночи». Из А. Пушкина — «Блажен, кто смолоду был молод...». В конце — «А нас на свете нет» Пастернака.Песни, хоралы, вальсы, марши, фокстроты, танго и другие бытовые жанры, даже при их гротескной подаче, составляют основной музыкальный слой «Живаго».
….Ты видишь, ход веков подобен притче И может загореться на ходу. Во имя страшного ее величья Я в добровольных муках в гроб сойду.
Я в гроб сойду и в третий день восстану, И, как сплавляют по реке плоты, Ко Мне на суд, как баржи каравана, Столетья поплывут из темноты".
Б. Пастернак, из «Гефсиманского сада» | ||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |