| ||||||||
|
| |||||||
"Гретхен за прялкой"
Первым шедевром Шуберта, написанным в 1814 г. стало положенное на музыку стихотворение Гёте «Гретхен за прялкой». В этот период он работал помощником учителя в школе отца и в свободное от работы время занимался композицией. Шуберт избрал лишь небольшой фрагмент трагедии Гете «Фауст». Только один монолог. Но он сумел как бы окинуть взором и поведать звуками всю трагическую историю Гретхен. В короткой песне с изумительной правдивостью и художественным совершенством раскрыто содержание одного из самых трогательных образов мировой литературы. Душа человека, его чувства, переживания интересовали Шуберта больше всего. Сердечные порывы он предпочитал порывам духа, лирику - философии. Именно в лирике видел он свою родную стихию. Оттого, вероятно, в гетевском "Фаусте" взор его привлек не острый ум всеуничтожительно саркастического Мефистофеля и не снедаемый раздумьями и сомнениями Фауст, а простодушная Гретхен с ее самоотверженной и беззаветной любовью. Из первой части трагедии он избрал сцену в светелке Гретхен, когда она, сидя за прялкой, вспоминает о любимом. Из монотонно-однообразного аккомпанемента, напоминающего печальное жужжание прялки, возникает голос, тоже печальный. Чуть вздрагивая от затаенной тоски, он тихо вздыхает по утраченному покою и мягко жалуется на тяжесть, сдавившую сердце. Нигде и никогда не обрести былого счастья. Оно ушло, потому что рядом нет любимого. Без него жизнь тесна, как могила. Без него весь мир - ничто. Голос звучит громче. В мелодии угадываются вскрики сдавливаемых рыданий. И снова с тихой грустью жужжит прялка, а девушка так же печально жалуется на разлуку. Меняется напев. Чуть заметно, едва уловимо преображается мелодия. Она становится живее, подвижнее. В ней слышатся нежность, любовное томление. Мыслями Гретхен все сильней и сильней завладевает возлюбленный. Только о нем мечтает она. Только его ищет повсюду и всегда, выглядывая из окна, выходя из дому. Только его видит в своем воображении. И вот уже вольно и широко, как чувство, не знающее преград, хлынула мелодия. Стремительная и неудержимая, она рвется вперед, к наивысшей точке, и, наконец, достигает вершины. - Пожатие его руки... И, ах... его поцелуй!.. - в упоении восклицает Гретхен. Пауза. Мгновенная и неожиданная. Тишину зло буравит отрывочная фраза рояля. Это как бы осколок мотива прялки - мотив одиночества. Постепенно он переходит в монотонное жужжание аккомпанемента. И на сумрачном фоне вновь горько звучит печальная песнь одинокой девушки. Она вздыхает по утерянному навсегда покою и жалуется на тяжесть, тисками сдавившую сердце. "Гретхен за прялкой" - монодрама, исповедь души. Работая над песней, Шуберт сумел сделать то, что не удавалось его предшественникам: сочиняя на определенный поэтический текст, он своей музыкой создавал контекст, придающий слову новый смысл. В «Гретхен за прялкой» звукоизобразительный контекстом является жужжание колеса прялки в Гретхен. Впервые в музыке фортепианная партия стала не просто аккомпанементом, а носителем музыкального образа, она стала выражать эмоциональное состояние. Благодаря гению композитора слушатель сразу становится не наблюдателем, а соучастником.
|
||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |