| ||||||||
|
| |||||||
Баллады для фортепьяно
Шопен явился создателем жанра инструментальной баллады, черты которой проникли во многие его сочинения. Баллады Шопена — новое, смелое слово в музыке XIX в. Это обширные пьесы, основанные на сопоставлении ярко контрастных образов, развернутых с подлинно симфонической широтой. От соль-минорной баллады тянутся нити к новым видам музыкального творчества: симфоническим поэмам Листа, оркестровым фантазиям Чайковского. Баллада была одним из любимых видов романтической поэзии. К жанру баллады обращались великие немецкие поэты Шиллер и Гете, многие из их произведений положил на музыку Шуберт. Баллады Шуберта — вокальные произведения. Шопен первый создал баллады инструментальные. И хотя он не дал своим пьесам разъясняющих литературных заголовков, современники с уверенностью узнавали в них те или иные поэтические образы произведений польского поэта Адама Мицкевича - то народно-сказочные, то легендарно-героические. Сам Шопен в разговоре с Робертом Шуманом подтвердил, что его первая соль-минорная баллада возникла под впечатлением поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», а во второй претворены образы баллады «Свитезянка». Завораживающе прекрасная музыка сказочно-лирической третьей баллады (ля-бемоль мажор) у многих ассоциировалась со стихотворением Гейне «Лорелея». Проста и нежна мелодия народного склада Второй баллады. Можно представить себе и тихую гладь озера Свитезь, воспетого Мицкевичем, и девушку, что гуляет по берегу с молодым охотником:
Кто там мелькает в лунном сияньи, Кто там идет — отзовитесь! Юноша с девой ходят в молчаньи Берегом озера Свитезь...
А далее тревожная, бурная музыка. Словно бы налетел сердитый шквал: «Ветер качает темные ивы, бурно вздымаются волны»,— говорится в стихах Мицкевича. И вновь возвращается тихая песня. Но теперь она звучит не так спокойно и безмятежно, как в первый раз. Теперь она рисует не простодушную деревенскую девушку, а свитезянку, девушку, обратившуюся в русалку. Не сдержал молодой охотник клятвы верности, потому и увлекла его в пучину подводная чаровница. И снова возвращается музыка бури. Лишь оказавшись в бушующих волнах, узнает юноша в чертах русалки знакомый облик лесной девушки, той, которой он клялся в верности. Свитезянка мстит за измену, увлекая неверного на дно озера...
|
||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |