Опера "Леди Макбет Мценского уезда"

 

 

Опера "Леди Макбет Мценского уезда"

     Премьера второй после «Носа» оперы Шостаковича, «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. Лескова блестяще прошла в Ленинграде 22 января 1934 г. Через два дня состоялась московская премьера оперы, на которой присутствовал А.М. Горький.

     «Леди Макбет» Шостакович начал сочинять в 1931 г. Это был переход от авангардного, экспериментального творчества, к зрелому, основанному на классической русской традиции.

     Очерк Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» впервые был напечатан в 1865 г. в журнале Достоевского «Эпоха» и особого успеха у читателя не имел.

     Считается, что внимание Шостаковича это произведение привлекло после того, как в 1930 г., в Ленинграде вышло издание, иллюстрированное умершим к тому времени знаменитым художником Борисом Кустодиевым (Шостакович знал художника лично).

      Либретто к опере довольно точно воспроизводит сюжетные перипетии очерка Лескова, но Шостакович (как это было и в «Носе») радикально изменил центральный характер. Лесков к своей Катерине относится с ужасом, а Шостакович, чтобы оправдать героиню, даже выкинул из текста либретто эпизод, где Катерина душит ребенка-наследника.

 Сцена из оперы "Катерина Измайлова"

      Писательница Галина Серебрякова вспоминала, что в своей опере Шостакович «жаждал по-новому воссоздать тему любви, любви, не признающей преград, идущей на преступление, внушенной, как в «Фаусте» Гете, самим дьяволом». На одном из обсуждений оперы, когда Шостаковичу сказали: «Вашу оперу следовало бы назвать не «Леди Макбет...», а «Джульетта...» или «Дездемона Мценского уезда», — композитор с этим охотно согласился. Партия Катерины в опере единственная лишена и тени гротеска.

      «Леди Макбет» — трагедийное повествование о страшной эпохе произвола и бесправия, когда в человеке убивали все человеческое, его достоинство, мысли, стремления, чувства. Правдивость и сочность музыкальных портретов, психологическая углубленность, обобщение народно-песенных интонаций роднила Шостаковича с М. П. Мусоргским.

      Успех оперы был огромен. В описании «Красной газеты» ленинградская премьера вызывала ассоциации с байрейтскими вагнеровскими экстазами: «Публика в прекрасном смятении ринулась к рампе, к оркестру: воздетые кверху руки среди серебряной лепки лож, озаренные восторгом лица, глаза, обращенные к сцене, тысячи ладоней, вознесенных в взволнованном рукоплескании».

     Шостаковича одновременно провозгласили гением и "справа" и "слева": «реалисты» Немирович-Данченко и Алексей Толстой, «авангардисты» Мейерхольд и Эйзенштейн.

     Однако в 1936 г., после того как оперу прослушал И.В. Сталин, отношение к  сочинению Шостаковича кардинально изменилось.

     Будучи на гастролях в Архангельске, Шостакович купил главную газету страны - «Правду», от 28 января 1936 г., и на третьей полосе обнаружил редакционную статью (без подписи) под заголовком «Сумбур вместо музыки» (в скобках стояло: «(об опере “Леди Макбет Мценского уезда”)»). В этой статье опера Шостаковича подвергалась грубому и безграмотному разносу. Последовавшая вслед за этим публикация «Балетная фальшь», в которой был разгромлен балет Шостаковича «Светлый ручей», окончательно утвердила позицию власти к творчеству композитора. Автором статей до сих пор считают самого Сталина.

      Вскоре почти все ранее написанные произведения Шостаковича были сняты с репертуара.

 

ЛЕДИ МАКБЕТ МЦЕНСКОГО УЕЗДА

 

 

Краткое содержание

 

     В глухой русской провинции, в богатой купеческой семье Измайловых томится и тоскует за нелюбимым мужем Катерина. В отсутствие мужа она увлекается новым работником Сергеем. Их выследил свекр, но Катерина устраняет его, подсыпав крысиного яда в пищу. Когда вернувшийся муж застает Сергея в спальне Катерины, любовники убивают и его, а тело прячут в погреб.

     Катерина и Сергей торопятся со свадьбой, но их настигает рок в лице пьяного мужичка, случайно обнаружившего труп в погребе. Полиция хватает молодоженов: теперь им дорога в Сибирь, вместе с партией каторжников. В Сибири, на берегу озера разыгрывается финал. Сергей охладел к Катерине и приударяет за разбитной каторжанкой Сонеткой. В отчаянии Катерина бросается в озеро, увлекая за собой Сонетку. А каторжане продолжают свой бесконечный путь:

 

Эх вы, степи необъятные,

Дни и ночи бесконечные,

Наши думы безотрадные

И жандармы бессердечные...

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".