Вокальная музыка

 

 

Вокальная музыка

 Свиридов у рояля

     «О зависти Сальери к Моцарту, в чем ее причина.

Чаще всего говорят, что  профессиональной зависти меньшего таланта к более крупному. Это не совсем верно. Дело совсем в ином. Не завидует же Сальери Гайдну, великому композитору, величие которого он сознает, напротив, упивается «дивным восторгом», слушая его музыку и наслаждается ею, как гурман, как избранный (вот в чем дело!), не деля своего восторга с толпой низких слушателей. Не завидует же он великому Глюку, новатору, направившему музыку по новому, дотоле неизвестному пути, <так что> и Сальери бросает свою дорогу и идет за ним, смело, убежденно и без колебаний. Не завидует он и грандиозному успеху Пуччини, кумиру Парижа.

     Народность Моцарта — вот с чем он не может смириться. Народность Моцарта — вот что вызывает его негодование и злобу. Музыка для избранных, ставшая и музыкой народной. Вот что вызывает гнев и преступление Сальери. Чужой — народу, среди которого он живет, безнациональный гений, становящийся злодеем, для того чтобы утверждать себя — силой, устраняя связующее звено между искусством и коренным народом.

     Стремление утвердить себя (свое творчество) силой, не останавливаясь перед злодейством, — это мы видим на каждом шагу, и особенно много этого в наши дни, когда художественное творчество стало важной частью общественного сознания.  Борьба с Моцартом — это борьба с национальным гением», Г. Свиридов , 1980 г.

     Это высказываение композитора о природе гения Моцарта в какой-то степени раскрывает секрет всенародного успеха его собственной музыки.

      Глубокая связь творчества Свиридова с национальными корнями сроднила композитора с вокальным жанром — ведь, известно, что вся древняя, как профессиональная, так и народная, музыка была связана со словом — она пелась.  Песня в широком смысле этого слова стала основой стиля Свиридова. А ностальгия по первичной нераздельности музыки и стиха вылилась в «неофольклоризм».

     Здесь речь идет о движении «новая фольклорная волна», которое возникло в 1960-х гг. и было напрямую связано с именем Свиридова. Важными вехами в истории этого движения стали «Поэма памяти Сергея Есенина», вокальный цикл «У меня отец — крестьянин» (1957 г.), кантата «Деревянная Русь» (1964 г.), поэма «Отчалившая Русь» (1977 г.) на стихи Есенина, кантата «Курские песни» (1964 г.) и др.

    Вокальное творчество Свиридова тем ценно, что объединяет в себе, как многовековую традицию русского певческого искусства, так и современные композитору тенденции в музыке. Продолжая и развивая достижения русских классиков (в частности, М.П. Мусоргского), Свиридов использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного роспева, но одновременно и элементы современной городской массовой песни. Однако, сливаясь в его музыке в единое целое, эти два течения почти до неузнаваемости переплавлялись в естественный, простой и понятный каждому неповторимый «свиридовский язык».

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".