Скрябин

 

 

Скрябин Александр Николаевич

(1872–1915)

«О таинствах вещал он с дерзновеньем,

Как въяве видящий, что я провидел,

Издавна, как сквозь тусклое стекло.

И что мы оба видели, казалось

Свидетельством твоим утверждено;

И в чем мы прекословили друг другу,

При встрече, верю, согласимся.

Но мнилось, — все меж нас — едва начало

Того, что вскоре станет совершенством….»

 

Вяч. Иванов, из стихотворения «Воспоминание о Скрябине», 1915 г.

 

  «Есть гении, которые не только гениальны в своих художественных достижениях, но гениальны в каждом шаге своем, в походке, во всей своей личной запечатленности. Смотришь на такого, — это — дух, это — существо особого дика, особого измерения. Из всех... особенных людей, бывших уже нечеловеками или во всяком случае, многократно и глубинно заглянувшими в нечеловеческое, в то, что совершается не в трех измерениях, самое полное ощущение гения, в котором состояние гениальности непрерываемо и в лучащемся истечении неисчерпаемо, дал мне Скрябин».

К.Д. Бальмонт

     Творчество Александра Скрябина стало отражением бунтарского духа его времени. В нем невероятным образом переплелись позднее романтические традиции (воплощение образа идеальной мечты, пылкий, взволнованный характер высказываний, тяготение к синтезу искусств, преобладание прелюдий и поэм), музыкальный импрессионизм и  символизм (образы-символы: темы «воли», «самоутверждения», «борьбы», «томления», «мечты»), и даже экспрессионизм.

     Реакция на его музыку была такой же неоднозначной, как и она сама. Одни создали вокруг Скрябина и его творчества своеобразный культ, овациями и неумеренным восторгом встречая все, что бы не делал композитор. Другие так же буйно негодовали против его «скрябинисток». Однако равнодушным музыка Скрябина не оставляла никого.

     Г. В. Плеханов сказал: «Музыка его — грандиозного размаха. Эта музыка представляет собой отражение нашей революционной эпохи в темпераменте и миросозерцании идеалиста-мистика».

     В музыке Скрябину удалось отразить и творческие поиски поэтов-символистов, и революционный романтизм Горького, и философские мысли рубежа веков.

 

 

     Александр Скрябин родился в 6 января 1872 г. в Москве, в семье дипломата и пианистки. Мать будущего композитора умерла, когда мальчику было чуть больше года, поэтому воспитывала его тетя — Л.А. Скрябина, которая и познакомила ребенка с чарующим миром музыки.

     Незаурядные музыкальные способности Скрябина проявились рано. Уже в пять лет он играл на фортепьяно несложные пьесы, а с восьми начал сочинять музыку, стихи и пьесы для театра.

     В 1882–1889 гг. Скрябин учился в Московском кадетском корпусе. Одновременно занимался музыкой — брал уроки фортепьяно у Г. Э. Конюса и Н. С. Зверева, изучал теорию музыки под руководством С. И. Танеева , выступал в концертах.

     С 1888 г. учился в Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 1892 г. По классу фортепьяно он занимался у В. И. Сафонова, контрапунктом у С.И. Танеева, а композицию изучал у А.С. Аренского.

     В последующие годы Скрябин много концертировал в России и за рубежом, исполняя произведения собственного сочинения (в ранний период творчества это были, в основном, фортепьянные миниатюры: прелюдии, мазурки, этюды, экспромты), в которых довольно быстро достиг индивидуального и новаторского для своего времени стиля.

     «Как помню, он входил на эстраду нервный и маленький, но всегда с победоносным видом...

Сидя за инструментом, он смотрел вверх и вперед, часто закрывая глаза, и его лицо выражало томление и наслаждение в эти моменты. Он сидел очень прямо за роялем, никогда не наклоняясь к клавиатуре... а, напротив, часто откидываясь назад. Моментами он... как бы задыхался от внутренних эмоций... Интимный, нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем. Этой огромной тайной звука он владел в совершенстве... Он касался клавиш словно поцелуями, и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести. В сильных местах он был изумительно нервен, и эта нервность действовала как электрический ток», Л.Сабанеев.

     Другой современник Скрябина вспоминал: «Еще в те ранние годы Скрябин обладал сопутствующей ему всю жизнь способностью с первых же взятых им аккордов устанавливать психический контакт с аудиторией... Пленял не только замечательный музыкальный талант. Не меньшее обаяние излучалось от всей его личности в целом: чувствовалась натура исключительная...».

     Музыка Скрябина производила на слушателей настолько неоднозначное впечатление, что публика вскоре разделилась на «скрябинистов» и «антискрябинистов».

     Большую поддержку Скрябину оказал известный музыкальный деятель и издатель М.П.Беляев, чья помощь молодым дарованиям сыграла большую роль в развитии музыкального искусства России. Благодаря Беляеву были опубликованы многие произведения Скрябина, а сам композитор ежегодно получал учрежденную Беляевым Глинкинскую премию.

     Помимо концертной и сочинительской деятельности, композитор занимался в эти годы и преподавательской работой. В 1898–1903 гг. был профессором по классу фортепьяно в Московской консерватории, а параллельно преподавал в музыкальных классах Екатерининского института в Москве. Среди учеников Скрябина: М.С. Неменова-Лунц, Е.А. Бекман-Щербина.

     В этот же период композитор написал Третью симфонию («Божественную поэму», 1903–1904 гг.)

     В 1904 г. Скрябин уехал из России и до 1910 г. жил и работал за рубежом (в основном в европейских странах), изредка наведываясь на родину. К этому времени относится напряженная работа над одним из самых философских произведений композитора — его знаменитой   «Мистерией» («Предварительное действо»).

     Продолжил он ее уже в Москве, куда вернулся в 1910 г. и жил до самой смерти, из-за которой «Мистерия» так и сталась не завершенной.

    Александр Скрябин умер в Москве 27 апреля 1915 г. от сепсиса.

 

Музыкальное наследие: 

Произведения для оркестра: 3 симфонии (№ 1 E-dur, ор. 26 1899–1900 гг.; № 2 c-moll, op. 29, 1901 г.; .№ 3 «Божественная поэма» с-mоll, op. 43, 1903–1904 гг.), «Поэма экстаза» (С-dur, ор. 54, 1905–1907 гг.), «Прометей» (Поэма огня, op. 50, 1909–1910 гг.), пьесы для симфонического оркестра — Симфоническое Allegro (без ор., 1896–1899, нe окончено, издано посмертно под названием Симфоническая поэма), «Мечты» (Reverie, ор. 24, 1898 г.), скерцо (для струнного оркестра, без ор., 1899 г.), Andante (для струнного оркестра без ор., 1899 г.)

 

Произведения для фортепьяно с оркестром : концерт (fis-moll, op. 20 , 1896–1897 гг.), фантазия (без ор., 1888–1889 гг., издано посмертно)

 

Произведения для фортепьяно: 10 сонат (№ 1 ор. 6, 1892 г., № 2 соната-фантазия ор. 19, 1892–1897 гг.; № 3 ор. 23, 1897–1898 гг.; № 4 op. 30, 1901–1903 гг.; №5 ор.53, 1907 г.; № 6 oр.62, 1911–1912 гг.; № 7 op. 64, 1911–1912 гг.; № 8 Ор. 66, 1912–1913 гг.; № 9 ор. 68, 1913 г.; № 10 ор. 70, 1913 г.); поэмы: 2 (ор. 32, 1903 г.), «Трагическая» (ор. 34, 1903 г.), «Сатаническая» (ор. 36, 1903 г.), ор. 41 (1903 г.), 2 (ор. 44, 1904–1905 гг.), Поэма-ноктюрн (op. 61, 1911–1912 гг.), «К пламени» (Vers la flamme, ор. 72, 1914 г.); вальс для левой руки (без ор., 1907 г.); циклы и группы пьес: ор. 2 (Этюд, Прелюдия, Экспромт, 1887–1889 гг.), ор. 5 (2 ноктюрна , 1890 г.), ор. 9 Прелюдия и Ноктюрн для левой руки, 1894 г.), ор. 45 (Листок из альбома, Причудливая поэма, Прелюдия, 1905–1907 гг.), ор. 49 Этюд, Прелюдия, Мечты, 1905 г.), оp. 51 (Хрупкость, Прелюдия, окрыленная поэма, Танец томления, 1906 г.), ор. 52 (Поэма, Загадка, Поэма томления, 1905 г.), ор. 56 (Прелюдия, Ирония, Нюансы, Этюд, 1908 г.), ор. 57 (Желание, Ласка в танце, 1908 г.), ор. 59 (Поэма, Прелюдия, 1910–1911 гг.), Концертное Allegro (ор. 18. 1895–1897 гг.), полонез (ор. 21, 1897–1898 гг.), фантазия (ор. 28, 1900–1901), скерцо (op. 46, 1905 г.), Листок из альбома (ор.58, 1911 г.)

 

Произведения для голоса с фортепьяно: романс «Хотел бы я мечтой прекрасной» (стихи Скрябина, 1891 г.)

 

 Этапы творческого пути:

6 января 1872 г.

Родился в Москве

1882 г.

Брал уроки игры на фортепьяно у

Г.Э. Конюса

1882 – 1889 гг.

Учеба в Московском кадетском корпусе

1885 г.

Занятия по фортепьяно у Н.С. Зверева, по теории музыки — у С.И. Танеева.

1888 - 1892 гг.

Учеба в Московской консерватории

1892 г.

В издательстве Юргенсона вышло первое произведение Скрябина — Вальс ор.1.

1894 г.

Знакомство Скрябина с М.П. Беляевым

1895 г.

Авторские концерты в Москве и Петербурге

1896 г.

Первые авторские концерты за границей (Париж, Брюссель, Берлин, Гаага, Амстердам, Кёльн)

1898 г.

Начал преподавать в Московской консерватории

1898 – 1903 гг.

Профессор Московской консерватории по классу фортепьяно 

1902 г.

Первое исполнение Симфонии №1 (с хоровым финалом) в Москве (дирижер

В. Сафонов)

1903 – 1904 гг.

Третья симфония

1904 - 1910 гг.

Живёт и работает за рубежом

1905 г.

В Париже была впервые исполнена Третья симфония («Божественная поэма»)

1907 г.

В цикле «Русских сезонов» С. Дягилева  исполнен ряд произведений Скрябина

1910 г.

Возвращение в Москву

1911 г.

В Петербурге и Москве прошло первое исполнение «Прометея» (дирижер

С. Кусевицкий, партия фортепьяно – автор)

1913 г.

Первое исполнение «Прометея» в Лондоне

1914 г.

П родолжил работать над текстом «Предварительного действия» (сочинения, которое по замыслу должно было предшествовать “Мистерии”)

 27 апреля 1915 г.

 Скончался в Москве

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

    

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".