Сметана

 

 

Сметана Бедржих (1824-1884)

 

 


     Творчество талантливого чешского композитора-патриота Б. Сметаны отличается национальным своеобразием и высоким мастерством. Музыкант, чьим именем в Праге названы концертный зал, струнный квартет и музыкальное общество, всю жизнь боролся за передовые художественные идеалы и во многом определил дальнейшие пути развития чешской музыки.

 

     Бедржих Сметана родился 2 марта 1824 г. в городке Литомьпыль (Чехия) в семье арендатора пивоварни. Отец Берджиха - Франтишек Сметана - приложил немало сил, чтобы приобщить все свое многочисленное семейство (у него было одиннадцать детей) к чешскому песенному фольклору. Кроме того, Франтишек обучил сына Бедржиха игре на скрипке. Однако позже Сметана младший предпочел скрипке фортепьяно (его учителем был Я. Хмелика).

    Уже с юных лет у Бедржиха проявился незаурядный талант, а, главное, целеутремленность. "Я хочу стать Моцартом в сочинении и Листом в виртуозности", - записал он в своем дневнике.

      В результате частых переездов семьи Сметана оказался в городе Немецкий Брод, где поступил в гимназию. Время, проведенное здесь еще больше сблизило Бедржиха с чешской культурой, чему в немалой степени поспособствовали его педагоги.

     С 1830 г. он с успехом концертировал как пианист на родине и за рубежом.

     В 1843 г. Сметана поступил в музыкальную школу Йозефа Прокша в Праге. В столице он активно посещал концерты Мошелеса, Тальберга, Клары Шуман, сочинял фортепьяные сочинения.

     В 1846 г. композитор окончил обучение. А через два года его увлекли политические события 1848 г. (восстание против австрийцев). И хотя Сметана не принимал непосредственного участия в уличных боях, его эмоциональное состояние было выражено в "Песне свободы", написанной под впечатлением от происходящего.

    В том же 1848 г. Сметана основал музыкальную школу в Праге. Из наиболее значительных произведений тех лет - польки.

   Следующим шагом в его творческой эволюции было написание трио соль-минор для фортепьяно, скрипки и виолончели. Толчком к созданию этого первого его значительного камерного произведения стала личная трагедия. Сметана написал, что это трио является «воспоминанием о моем первенце, дочери Бедржишке, которая поражала всех своим музыкальным талантом, но была унесена безжалостной смертью в возрасте всего лишь четырех с половиной лет». Композитор безмерно любил свою старшую дочь (весьма одаренную музыкально) и тяжело переживал ее раннюю кончину.

     В 1856 г. Сметану пригласили в шведский город Гетеборг, где он прожил в общей сложности пять лет. За время пребывания в Гетеборге Сметана написал три симфонические поэмы, из которых наиболее значительная и самобытная «Лагерь Валленштейна» (1858 г.) 

    Окончательно в Чехию Сметана вернулся в 1863 г. В течении последующих нескольких лет музыкант развил бурную общественную деятельность, выступал как хоровой и оперный дирижер, музыкальный критик и композитор.

     С 1866 по 1874 гг. Сметана был главным дирижёром «Временного театра», возглавлял музыкальную секцию «Умелецкой беседы», работал с хором «Глагол Пражский» (писал для него произведения на чешские тексты).

     В 1874 г. Сметана неожиданно оглох. Но несмотря на это в последующее десятилетие он создал едва ли не лучшие свои произведения:  симфоническую поэму «Мою Родину»,  оперы(«Поцелуй»), фортепьянные циклы «Сны» и «Чешские танцы», оба струнных квартета и оркестровый «Пражский карнавал». 

     Свою жизнь Сметана доживал в лечебнице для душевнобольных в Праге.

     Умер выдающийся чешский композитор 12 мая 1884 г.

 

Музыкальное наследие: 

Оперы (все поставлены в Праге): "Брaндербуржцы в Чехии" (Branibori v Cеchach, 1863 г.), "Проданная невеста" (Prodana nevesta, 1866 г.), "Далибор" (Dalibor, сочинена 1867 г.), "Либуше" (Libusе, 1872 г.), "Две вдовы" (Dve vdovy, 1874 г.), "Поцелуй" (Hubicka, 1876 г.), "Тайна" (Tajemstvi, 1878 г.), "Чёртова стена" (Certova stena, 1882 г.), "Виола" (нe окончена, по "Двенадцатой ночи" Шекспира, соч. 1884 г.)

 

Произведения для оркестра: "Триумфальная симфонии" (Triumfalni symfonie E-dur, 1854 г.), симфонические поэмы - "Ричард III" (1858 г.), "Лагерь Валленштейна" (Valdstynuv tabor, 1859 г.), "Гакон Ярл" (1861 г.), "Моя родина" (Ма vlast, цикл из 6 симфонических поэм: "Вышеград" - Vysеhrad, 1874 г.; "Влтава" - Vltava, 1874 г.; Шарка - Sarka, 1875 г.; "В чешских лугах и лесах" - Z cеskуch luhu a haju, 1875 г.; "Табор" - Tabor, 1878 г.; "Бланик" - Blanik, 1879 г.), 2 "Торжественные увертюры" (Slavnosti ouvertury, 1848 г., 1868 г.), марши - "Студенческого легиона" (Pochod studentske legie, 1848 г.), "Национальной гвардии" (Pochod narodni gardy, 1848 г.), к Шекспировскому празднеству (Pochod k slavnosti Shakespearove, 1864 г.), полькa (1848 г.), "Пражский карнавал" (Prazsky karnеval, 1883 г.), "Интродукция и полонез" (1883 г.), "Венкованка" (оркестровая редакция фортепьянной польки, 1870 г.), музыка для струнного оркестра, арфы и гармониума к живым картинам - "Рыбак" (Ryber, по Гёте, 1869 г.) и "Суд Либуше" (Libusin soud, 1869 г.)

 

Камерно-инструментальные ансамбли: для cкpипки и фортепьно-фантазия (1843 г.), 2 дуэта "В родном краю" (Z domovi-ny, 1878 г.), фортепьянное трио (1855 г.), 2 струнного квартета (1-й, Из моей жизни-Z meho zivota, 1876; 2-й-1883 г.)

 

Хоры (мужские, с фортепьно): "Чешская песня" (Сeska pisen, слова Я. Гвезды, 1860 г.; 2-я редакция для смшанного хора с фортепьно, 1868 г.; 3-я редакция с оркестром, 1878 г.), "Три всадника" (Tri jezdci, cлова Ю. В. Яна, 1862 г.), "Отщепенец" (Odrodilec, cлова А. Мeтлинского, двойной мужской хор - 1863 г.; 2-я редакция, мужской хор - 1864 г.), "Земледельческая песня" (Rolnicka, cлова В. Трнобранского, 1868 г.), Торжественный хор (Slavnosti sbor, cлова Э. Цюнгеля, 1870 г.), "Песнь на море" (Pisen na mori, cлова В. Галопа, 1877 г.), 3 трёхголосных женских хора - "Прилетели ласточки" (Priletely vlastovicky), "Солнце село за гору" (Zapad slunce, оба на cлова И. Сладека) и "Моя звезда" (Ма hvezda. cлова К. Пешки, 1878 г.), мужские хоры на cлова И. Срб-Дeбрнова - "Приданое" (Veno, 1880 г.), "Молитва" (Modlitba, 1880 г.); 2 лозунга (Dve hesla, для "Глагола пражского", 1882 г.), "Наша песня" (Nase pisen, 1883 г.), 2 церковных хора - с органом a cappella

 

Произведения для голоса с фортепьяно: "Песня свободы" (Рisen svornosti, cлова Я. Koллapa, 1848 г.), "Вечерние песни" (Veсerni pisne, cлова В. Галека, 1879 г.)

 

Произведения для фортепьяно: "Бравурный галоп" (1840 г.), кадриль (1841 г.), польки, в том числе "Из студенческой жизни" (Zе studentskeho zivota, 1842 г.) и "Воспоминание о Пльзени" (Vzроmkа nа Plzen, 1843 г.), Багатели и экспромты (8 пьес, 1844 г.), 8 прелюдий (1845 г.), 6 характерных пьес (Sest charakteristyckych skladeb, 1848 г.), соната (1849 г.), "Свадебные сцены" (Svatebni scdny, 1849 г.), "Листки воспоминаний" (Listky do pamatniku, 1851 г.), польки - 3 салонные (Tri polky salonni, 1855 г.), 3 поэтические (Poeticke, 1855 г.), "Видение на балу" (Videni nа plese, 1858 г.), "Беттина полька" (Bettina polka, 1859 г.), "Воспоминание о Чехии в форме полек" (Bzpominky nа Cechy ve forme polek, 1859 г.), 4 концертных этюда (1862 г.), концертная фантазия на темы чешских песен (1862 г.), Мечты (Sny, 1875 г.), Чешские танцы (Ceske tance, тетрадь I - 1877 г., тетрадь II - 1879 г.)

 

Произведения для фортепьно в 4 руки: 2 увертюры (1842 г.)

 

Музыка к спектаклям драматического театра: 2 увертюры для малого оркестра к кукольным драмам М. Копецкого "Доктор Фауст" (1862 г.) и "Ольдржих и Божена" (1863 г.), Фанфары к трагедии У. Шекспира "Ричард III" (для валторн, труб, тромбона, литавр, 1867 г.)

 

Этапы творческого пути:

2 марта  1824 г.

Родился

Б. Сметана

С 1847 г. 

Концертировал как пианист

1847 -1856 гг.

Руководил музыкальной школой  

1848 г. "Шесть характерных пьес"

1856 -1861 гг. 

Жил в Гётеборге

1858 г.

Симфоническая поэма

"Ричард III"

1860 г.

"Воспоминания о Чехии в форме полек" для фортепьяно

1861 г.  

Симфоническая поэма  

«Гакон Ярл»

С 1862 г. 

Выступал как симфонический и хоровой дирижер в Праге

С 1863 г.  

Руководил мужским хором "Глагол Пражский"

1863 г. «Бранденбуржцы в Чехии»

1866 - 1874 гг. 

Был оперным дирижёром во «Временном театре»

1866 г. 

Опера "Проданная невеста" 

1868 г.

Опера-трагедия "Далибор"

1884 г.

Скончался в Праге

 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

"Моя Родина", цикл симфонических поэм




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".