| ||||||||
|
| |||||||
Мистическая философия Скрябина и поиски новых форм в русском искусстве рубежа веков. Историческая справка
Конец XIX и начало XX вв. — время кризиса европейского сознания. Успех естествознания и расцвет позитивных наук, возникновение и обнародование теории Ч. Дарвина, вызвали ответную реакцию в общественной мысли, которая выразилась в обращении к иррационализму и мистицизму. Повышенный интерес к последнему в периоды, когда рушились привычные системы духовных ценностей и формировались новые, наблюдался на протяжении всей истории человечества. Человек стремился вновь осознать свое место мире в то время, как все его былые представления о об этом самом мире вдруг стали относительными. «Рационализм, — говорил русский философ первой половины XX-го в. Н. Бердяев, — есть болезнь и расстройство, мистика есть здоровье и нормальность», сравнивая духовный кризис рубежа веков с эпохой становления христианства и ухода в прошлое античных ценностей. Взоры европейцев устремился к Востоку, который многие воспринимали, как «землю обетованную», «царство мудрости и справедливости». Европа переживала «мистический ренессанс». Под влиянием философско-религиозных концепций брахманизма, индуизма, буддизма сложилась теософия, развитие которой тесно связано с именем Е. Блаватской, организовавшей 1875 г. в Нью-Йорке теософское общество. Благодаря ее деятельности отрывочные представления о восточной философии и тайные доктрины западного оккультизма соединились в единую систему, раскрывающую единство мировой религиозно-духовной культуры. Ее книги оказали большое влияние на В. Крукса, Т. Эдисона, М. Чурлениса, Вс. Иванова, А. Белого, С. Коненкова, М. Волошина, В. Хлебникова, Николая и Елены Рерихов... В 1907 г. в Париже Скрябин впервые познакомился с теософией, в частности, с работами Е. Блаватской по вопросам религиозного символизма и загорелся мечтой о создании «Мистерии». Это произведение, по замыслу Скрябина, должно было объединить все виды искусства — музыку, поэзию, танец, архитектуру, а также свет, воплотив идею экстаза, устремленного к неведомым космическим сферам порыва, идею преобразующей силы искусства. Своей Мистерией Скрябин мечтал преобразовать человека и само мироздание. Работая над ней, он скрупулезно изучал философию, учения Востока и, конечно же, смело экспериментировал с музыкальным языком. Скрябин не раз повторял: «День исполнения моей Мистерии будет счастливейшим днем моей жизни». «Мистерия» задумывалась как всеобщее действо, организованное где-то в Индии с участием людей, всех искусств, всего мира — во главе с музыкой. Участники действа должны в экстазе достичь воссоединения «мира и духа». Это была своего рода мечта о новой эре, когда человек, победив зло и страдания, станет равным Богу. Идея Мистерии была грандиозной и трудновыполнимой, поэтому со временем она преобразовалась в более мелкую, но одновременно более реальную — идею «Предварительного действа». «Надо, чтобы при содействии музыки было бы осуществлено соборное творчество», — писал Скрябин, трудясь над этим произведением. В связи с работой над «Предварительным действом» Скрябин сблизился с поэтами-символистами — К. Бальмонтом, Вяч. Ивановым и Ю. Балтрушайтисом. Так, с Вяч. Ивановым Скрябин консультировался по вопросам стихосложения и поэтической лексики (надо добавить, что композитор обладал незаурядным поэтическим даром и стремился выразить свои философские взгляды в поэтической форме). Окончить «Предварительное Действо» композитору помешала преждевременная смерть. Однако по оставшимся эскизам, планам и стихотворному тексту «Предварительное действо» в 1970–1986 гг. было воссоздано А.П. Немтиным. Первая часть «Действа» была исполнена в Москве 16 марта 1973 г.
| ||||||||
| ||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |