Скарлатти

 

 

Скарлатти Доменико  (1685-1757)

 

 

 

    Его знала вся музыкальная Европа, а советами пользовался сам Гендель, однако умер выдающийся итальянский композитор и виртуоз-клавесинист Доменико Скарлатти, по утверждению одного из источников, в величайшей бедности и безвестности. Его клавирная музыка в XVIII в. была мало известна за территорией Испании (которая стала второй родиной композитора), но, получив широкое распространение в веке XIX, зазвучала свежо и современно, словно и не пылилась в рукописях долгие сто лет.  

  

 

     Сын выдающегося оперного композитора Алессандро Скарлатти - Джузеппе Доменико Скарлатти родился в Неаполе 25 октября 1685 г.     Сведения о жизни Доменико Скарлатти не полны и многие факты, не подтвержденные документально, лишь гипотизы его позднейших биографов.

     Так, предположительно первым учитилем Доменико был его отец - знаменитый Алессандро Скарлатти.

    Блестящие способности к игре на органе проявились у мальчика очень рано, и юношей он стал органистом королевской капеллы в Неаполе. Дальнейшему музыкальному образованию Скарлатти способствовали занятия с композиторами Д. Гасперини и Б. Пасквини.

   В 1703 г. он написал оперу «Октавия», которая принесла композитору известность.

   В 1709 г. Скарлатти отправился в Рим на службу к польской королеве Марии, где познакомился с Томасом Розенгрейвом, впоследствии сыгравшем немалую роль в лондонском успехе Доменико.

    Последующие десять лет композитор находился на службе у разных высокопоставленных лиц, которые так или иначе покровительствовали искусству (при римском дворе, дворе королевы польской Марии, в капелле португальского посланника, в капелле Джулиа в Ватикане).

    В 1715 г. Скарлатти стал органистом собора Св. Петра и прослужил четыре года на этом посту. К этому времени относится его знакомство с Генделем, о мастерстве которого композитор до конца жизни говорил с благоговением. Участвуя в соревновании исполнителей при дворе кардинала Оттобони, Скарлатти был признан лучшим, чем Гендель в игре на клавесине, но уступающем мастеру в органном исполнении.

   В 1719 г. Скарлатти покинул Рим и отправился в Лондон, где поставил свою оперу  "Нарцисс".

    К началу 20-х г. относится визит композитора в Лиссабон, где он преподавал музыку принцессе Марии Магдалине Барбаре. 

   В 1729 г. композитор перебрался в Испанию (до смерти руководил капеллой), где его слава достигла апогея. Именно там он написал свои знаменитые фортепьянные (клавирные) сонаты, приобрел талантливых учеников и создал свою школу

   Скарлатти умер в Мадриде 23 июля 1757 г. По сведению некоторых источников, долгое время благосклонная к композитору судьба напоследок отвернулась от него  - в последние годы Скарлатти жил в нищите, а скончался в безвестности. 

 

Музыкальное наследие: 

Оперы (всего 14, но почти все утрачены полностью или частично): "Октавия" (1703 г.), "Джустино" (1703 г.), "Сильвия" (1710 г.), "Птоломея и Александр" (1711 г.), "Ифигения о Авлиде" (Ifigenia in Auli-de, 1713 г.), "JIюбовь к отражению" (Amor d'un ombra, 1714 г.; под названием "Нарцисс", 1720 г.), "Гамлет" (1715 г.) и др.

 

Светские оратории, серенады, кантаты

 

Духовная музыка: Miserere, Stabat Mater, Magnificat, Те Deum, Salve Regina и др.

 

555 сочинений для клавира 

 

Этапы творческого пути:

25 октября 1685 г.

Родился в Неаполе

1701 г.

Органист и композитор королевской часовни в Неаполе

1703 г. Опера "Октавия"

1704 г.

Переработал оперу Карло Франческо Полларо для исполения ее в Неаполе

1709 г.

Приезд в Рим 

1715 - 1719 гг.

Органист собора Св. Петра

1720 г.  

Опера "Нарцисс"

С 1729 г.  

Жил в Испании

1738 г.  

Опубликовал сборник "Упражнения"

1757 г.

Скончался в Мадриде

 

 

 

Произведения автора, представленные в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:

        Сонаты для клавира:

 

 




НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".